Административное право относится к

Понятие, состав и соотношение административного права и законодательства

Административное право относится к

Понятие «административное право» применимо к трем ключевым направлениям. Речь идет об отрасли права, направлении юридической науки и об учебной дисциплине.

Определение 1

Административным правом принято считать направление российского права, регулирующее общественные отношения в направлении работы государственной администрации.

Административное право необходимо для установления порядка организации и работы государственной администрации, системы реализации ее управления в качестве ключевой части государственного управления.

Помимо этого оно необходимо для регулирования многих видов деятельности как физических, так и юридических лиц, ряда компаний, которые административное законодательство РФ определило как предметы ведения, ряда юрисдикций государственной административной власти.

Исходя из этого, можно сказать, что действие административного права, а также его ключевых частей стоит изучать в виде административно-правового регулирования. Действие же данного направления права, которое сопровождается работой государственной администрации, рассматривать в виде административного (административно-правового) управления.

В ряде ситуаций, когда имеют место административно-правовые юридические факты, отмечается переход всех частей отрасли административного права (речь идет о первичных явлениях, правовых институтах и подотраслях) к действию всеми имеющимися уровнями свободы, их регулятивная сила и энергия освобождается и воздействует на конкретные группы общественных отношений, а также на поведение некоторых субъектов. Стоит отметить, что непосредственно субъекты активно участвуют в процессе административно-правового регулирования. Основываясь на юридическом характере административно-правовых велений, они могут реализовывать их при помощи исполнения, эксплуатации или же следования им. Субъекты, которые наделены административной властью, осуществляют веления при помощи деятельности правоприменительного характера.

Административное управление появляется благодаря работе государственной администрации, деятельности государственной административной власти, которые следуют административному праву. Во время деятельности административного права, его ключевых первичных административно-правовых велений, а также ряда из образований происходит формирование административно-правового регулирования.

Таким образом, рассматривая действия административного права в первоначальном виде, без учета властной работы государственной администрации, исследователи уделяют особое внимание административно-правовому регулированию.

Замечание 1

Стоит отметить, что хоть властная работа государственной администрации тесно связана с деятельностью административного права, все же наблюдатели отмечают ее схожесть с административным управлением.

В современном мире для административно-правового регулирования свойственной находиться в тесной связи с административным управлением. Но исследовали административно-правового направления, основываясь на своих предпочтениях, целевых установках и ограниченных возможностях, сосредотачивают свое внимание или на анализе регулирования или же на анализе управления.

Специфика науки административного права

Определение 2

Под наукой административного права понимается направление юридической науки, которое изучает, исследует административно-правовые явления.

Помимо этого данное направление занимается добычей, суммированием, систематизацией, распространением и использованием научных знаний в направлении административного права и административного законодательства, их реализацией, организацией деятельности государственной администрации, а также государственной административной власти, которые основываются на деятельности административного права и законодательства. Для науки административного права важно предвидеть развитие административно-правовой отрасли. Часть ее работы направлена на разработку предложений, проектов, программ, которые необходимы для систематизации, повышения эффективности административного права и законодательства.

В состав учебной дисциплины административного права входит система уже сформированных знаний относительно административного права и законодательства в виде отрасли российского права и законодательства, науки административного права.

Помимо этого в нее входят знания, которые относятся к организации и работе государственной администрации, теория и практика административно-правового регулирования и административного управления, которое применимо к разным общественным направлениям.

Опиши задание

Особенности административного законодательства

Определение 3

Административное законодательство – это направление российского законодательства, которое включает в себя ключевые положения административного права.

Так, законодательство об административных правонарушениях включает в себя КоАП РФ, а также ряда законов субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются на основании данного документа.

Замечание 2

КоАП РФ воспринимается в качестве кодифицированного нормативного акта не всего направления административного права, а только одного его направления – административного деликтного права. Исходя из этого, нельзя распространять его формулу о составе законодательства об административных правонарушениях на все административное законодательство.

Градостроительный кодекс РФ содержит расширительное понимание состава законодательства. При помощи его происходит административно-правовое регулирование, административно управляется градостроительная отрасль.

Стоит отметить, что еще более подробно рассмотрена данная тема в Жилищном кодексе РФ. Согласно ему, в состав жилищного законодательства входит данный Кодекс, ряд законов, которые были приняты на основании него и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д.

В бюджетное и налоговое законодательство включили Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

Данные кодексы находятся вместе с рядом федеральных и региональных законов, которые были изданы представительными органами муниципальных образований. Основываясь на НК РФ, законы, которые находятся в ст.

5, а также иные нормативно-правовые акты относительно налогов и сборов называются законодательством о налогах и сборах.

Замечание 3

Следует отметить, что на основании данного анализа, можно сделать вывод, что кодифицированное российское законодательство не имеет единой трактовки состава законодательства.

Одни кодексы содержат исключительно законы юридического характера в отраслевом законодательстве, другие включают и нормативно-правовые акты, которые издаются как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, другая группа кодексов включает нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, еще одна группа содержит ряд муниципальных правовых актов, которые издаются представительными органами муниципальных образований. Данная ситуация не логична, в ней отсутствует последовательность. Таким образом, рассматривая тему состава отраслевого законодательства, важно видеть разницу между позицией, установленной в отраслевом юридическом законе, и авторской позицией.

Скорее всего, законодатель по прошествии определенного времени придет к непротиворечивому, последовательному и этимологически выдержанному пониманию состава российского законодательства, в состав которого входят нормативно-правовые акты, которые изданы в виде законов РФ, а также законов субъектов РФ. А до этого момента в сфере права, имеющей общеотраслевые кодексы, необходимо следовать установленному в них составу отраслевого законодательства.

По причине того, что с административным правом не происходила общеотраслевая кодификация, нет отраслевого федерального закона, который предложил бы юридическое решение темы состава административного законодательства.

Таким образом, каждый конкретный случай рассмотрения данной темы требует наличия соответствующих оговорок либо не использования понятия «административное законодательство», которое потенциально имеет ряд трактовок.

Лучше пользоваться терминами-заменителями, для которые не нужны дополнительные объяснения, так как они имеют однозначный смысл. Речь идет о таких понятиях, как нормативный источник права, закон, приказ и т.д.

Основная разница административного права в виде отрасли права и административного законодательства заключается в составляющих их первичных единицах. Нормативно-правовой акт – ключевая первичная единица административного законодательства. В состав его входит ряд разделов, статей, параграфов и пунктов.

Замечание 4

Административно-правовое веление является элементарной единицей сферы административного права, которая отвечает за ее регулирующее действие. Речь идет о принципах и нормах, индивидуальных установлениях, субъективных правах и юридических обязанностях.

В состав науки и учебного курса административного права входят систематизированные знания.

Для науки важно анализировать, исследовать административно-правовые явления, предвидеть их развитие, формировать предложения относительно систематизации административного права и законодательства, совершенствовать и повышать эффективность административно-правового регулирования.

Учебный же курс административного права используется в целях преподавания, изучения в образовательных учреждениях. Так, посредством передачи и освоения учебных знаний, данных, материалов по теме административно-правовой работы дает возможность обучающимся и обучающим раскрыть суть данной сферы и сформировать видение о ней, используя при этом учебные технологии.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/sootnoshenie-administrativnogo-prava-i-zakonodatel/

Административное законодательство РФ

Административное право относится к

Комплекс нормативных актов, которыми регламентируются административные правоотношения, формирует одноименное законодательство. В нем присутствуют разные категории юридических документов. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет административное законодательство Российской Федерации.

Структура

Любое – гражданское, уголовное, административное – законодательство включает в себя:

  1. Базовые акты. К ним в первую очередь относят Конституцию и федеральные документы (КоАП, ФЗ “О госслужбе”, ФКЗ “О правительстве” и пр.).
  2. Акты, которые относятся к иным юридическим отраслям, однако в своей структуре имеют нормы, которыми регламентируются и административные правоотношения. К ним, в частности, относят Лесной, Налоговый, Таможенный кодексы.
  3. Международные акты, распространяющие свое действие на данную область отношений.

Характеристика источников

Анализируя административное право и административное законодательство, ученые констатируют их значительную подвижность. Она обуславливается главным образом изменениями, имеющими место в юридической и организационной структуре государства.

К источникам, по поводу которых у ученых нет единства во взглядах, относят правовые прецеденты. Ими, в частности, являются постановления КС и Президиума ВС. Они наделены нормативным характером.

Однако они не обладают самостоятельным значением и действуют столько, сколько имеют силу акты, с интерпретацией которых связаны эти прецеденты. Постановления КС носят общеобязательный характер. Они используются неоднократно и самостоятельно, в том числе в случаях применения аналогии права.

Эти постановления считаются окончательными, не могут преодолеваться повторным утверждением акта либо конкретного положения, противоречащего Конституции. Они имеют непосредственное действие и должны быть опубликованы в официальных изданиях.

Если рассматривать постановления КС в качестве носителей правовой информации, стоит отметить, что они касаются свобод и интересов разных участников общественных отношений. В них формулируются новые по своему смыслу положения, которые подлежат обязательному учету при реализации субъектами своего статуса.

Вместе с тем нормативность этих актов обладает несколько отличным от традиционного понимания смысл. Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Постановления КС являются источниками права, административного в том числе, обладающими признаком нормативности.

Это допускает включение их в существующую общую иерархию документов, в юридическую структуру государства.

Уровень совместного ведения

Административное законодательство – сфера, на которую распространяется действие государственной и региональной власти. Данное положение установлено ст. 72 Конституции. Таким образом, формируется двухуровневая система административного законодательства.

В широком смысле она представляет собой комплекс актов, которые действуют в области госуправления, контроля и регулирования. Другими словами, административно-правовое законодательство обеспечивает реализацию функций и задач, которые возлагает Конституция на субъекты власти. При этом они вполне конкретны.

Ими являются институты исполнительной власти.

Условно выделяют 4 категории конституционных положений, обладающих ярко выраженной административно-правовой направленностью. В первую входят акты, закрепляющие ключевые свободы, обязанности граждан, которые реализуются в области госуправления.

Административное законодательство РФ конкретизирует их по двум направлениям. Первым является регулирование свобод и юридических возможностей человека и гражданина.

По второму направлению осуществляется принятие мер, ориентированных на обеспечение защиты прав.

Общие принципы управления и регулирования

Они составляют второй блок норм, обладающих административным характером. Они присутствуют в более чем 10 статьях Конституции. Административное законодательство РФ конкретизирует их в огромном количестве документов. Они формируют самостоятельные институты и подотрасли.

Следует отметить, что в этом направлении нормы административного законодательства очень тесно связано с конституционными положениями. Это обуславливается следующим.

В большинстве случаев регулирование функционирования исполнительной власти осуществляется на границе с конституционным правом.

Разграничение предметов ведения

Акты, регулирующие вопросы самостоятельной компетенции федеральных и региональных органов, формируют третий блок. К ним относят ст. 71-73, а также 76-78 Конституции. По сути, указанные статьи формируют основу для определения области, в рамках которых осуществляется исполнение административного законодательства центральной и региональной властью.

Они устанавливают границы деятельности государства и субъектов при решении вопросов, касающихся регулирования отношений.

Эти нормы создают предпосылки для отграничения законодательной компетенции в сферах управления госсобственностью, регулирования госслужбы, организации и функционирования исполнительных институтов, обеспечения свобод и прав человека и гражданина.

Спорные моменты

Стоит сказать, что стройная двухуровневая структура административного законодательства формируется не только на основании конституционных положений. Для ее создания необходимы и специальные акты, в которых конкретизируются предметы ведения центральной и региональной власти.

Многие авторы отмечают, что в настоящее время данная проблема решается только на уровне КоАП. В нем дается исчерпывающее определение полномочий государства в области административной ответственности (статья 1.3 Кодекса).

В большинстве случаев такие акты или отсутствуют, или эти вопросы не регламентируются ими. В качестве примера можно привести регулирование госслужбы. В 1995 г. был утвержден закон, устанавливающий ее основы. Между тем, компетенция государства и регионов в нем не прописана.

Вследствие этого, в актах субъектов отмечается существенное отступление от конституционных положений, регулирующих госслужбу.

Усугубляющие обстоятельства

Стоит отметить, что относительно недавно проблема определения регулятивного воздействия государственного и регионального законодательства осложнялась тем, что в актах отсутствовала расшифровка понятий “полномочия”, “предмет ведения”, “компетенция”.

Сегодня этот вопрос решен частично за счет принятия ФЗ № 119. В нем определяются принципы разграничения полномочий между структурами региональной и государственной власти.

Однако множество предметов ведения, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому регулированию, и сегодня трактуются достаточно противоречиво.

К примеру, по п. “в” 71 статьи Конституции, защита и регламентирование свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению государства. Полномочия регионов установлены в п. “б” ст. 72. Согласно положению, в компетенцию регионов входит защита свобод и прав гражданина и человека.

В данном случае возникает вполне логичный вопрос. Как можно разграничить данные полномочия без одновременного регулирования? Здесь можно предположить, что региональное административное законодательство должно определять свои гарантии.

Например, формировать специальные органы по оказанию содействия населению в защите свобод и интересов.

Основы судопроизводства

Они формируются специальными конституционными положениями. Основы направлены на обеспечение соответствия отечественного судопроизводства стандартам правового государственного строя и расширение юридических гарантий для личности. В частности, имеется в виду 46 статья Конституции.

Она гарантирует всем гражданам защиту в суде. Кроме этого, значение имеют статьи 118 и 128.

Эти нормы обязывают принять закон, устанавливающий ключевые понятия, касающиеся административного судопроизводства, специальные процедуры разбирательства споров, вытекающих из публично-правовых взаимодействий.

Административное законодательство совершенствуется сегодня в двух аспектах. В частности, решаются проблемы:

  1. Повышения эффективности механизма госуправления.
  2. Обеспечения реальной защиты прав населения в сфере действия исполнительной власти.

Решение первого вопроса обуславливает необходимость утверждения комплекса специальных мер. Они должны быть направлены на совершенствование регулирования отдельных отраслей, формирующих административное законодательство.

Меры, в частности, должны ориентироваться на регламентацию статуса органов власти, госслужбы, методов и форм госуправления.

При этом ключевое значение приобретает выработка законов, касающихся тех категорий общественных взаимодействий, которые, согласно Конституции, должны регламентироваться именно ФЗ.

Совершенствование юридической основы

Решение данной проблемы предполагает формирование институтов, обеспечивающих максимальный уровень защищенности граждан, а также их объединений от незаконных решений и действий органов публичной власти, должностных лиц, а также муниципальных и госслужащих.

Другими словами, должно пресекаться любое нарушение административного законодательства. Для этого необходимо, в первую очередь, совершенствовать институт обжалования решений и действий структур власти.

Кроме этого, нужно сформировать надлежащие условия, в которых будет реализовываться право граждан на защиту в суде. Вместе с этим необходимо усиление роли инстанций, рассматривающих обращения. Важнейшим шагом в данном направлении является создание института административной юстиции.

Он представляет собой метод разрешения судами споров, касающихся непосредственной защиты свобод и прав граждан и юрлиц.

Элементы института

Административная юстиция включает в себя 2 составляющие: процессуальную и материальную. С этой точки зрения регулирование должно обеспечивать:

  1. Внедрение специальных правил судопроизводства – особого порядка разрешения споров, учитывая их специфику.
  2. Законодательное закрепление структуры органов в плане их юридической природы, распределения предметов их ведения, внутренней системы.

В среде отечественных практиков и ученых наибольшее распространение получила концепция о специализированном подходе к процессу организации юстиции.

Большинство авторов при этом исходит из необходимости решать эту проблему поэтапно.

В частности, предлагалось сформировать в судах общей юрисдикции специализированные присутствия по делам административного характера, а затем вводить соответствующие инстанции.

Административный процесс

В настоящее время введен в действие КАС. Однако на практике его применение еще недостаточно распространено. Более активно используется соответствующий раздел КоАП. При этом к трактовке самого понятия “административный процесс” разные авторы подходят с различных сторон. В частности, под ним подразумевают:

  1. Позитивную административную деятельность структур публичной власти, ориентированную на реализацию их обязанностей и прав. Она выражена в различных процедурах.
  2. Административно-юрисдикционную деятельность. Ее суть состоит в разрешении споров и применении мер принуждения.
  3. Административное судопроизводство.

Заключение

Созданное на базе Конституции, административное законодательство выступает в качестве важнейшего средства обеспечения реализации ее положений. Между тем, в настоящее время имеет место множество нерешенных проблем. Они связаны и с применением норм, и защитой организаций и граждан от неправомерных решений и действий публичных органов.

Все это составляет огромный фронт работы для государственной и региональной власти. В настоящее время определенные шаги по решению актуальных вопросов уже сделаны. В частности, как выше было сказано, принят КАС. Работа над ним велась в ВС. В Кодексе административного судопроизводства устанавливаются важнейшие положения.

В частности, они касаются территориальной, предметной, инстанционной подведомственности споров, статуса участников разбирательства, особенностей доказывания и доказательственной базы.

В Кодексе предусматривается возможность принятия мер обеспечения, устанавливается порядок рассмотрения и пересмотра дел, в том числе связанных с конкретным видом публично-правовых отношений.

Источник: https://FB.ru/article/276308/administrativnoe-zakonodatelstvo-rf

Журнал юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: