Когда компания признается монополистом

Содержание
  1. Что такое монополия. Естественная монополия и рынок монополии
  2. Признаки рынка чистой монополии
  3. Чем плохи монополии
  4. Откуда берутся монополии
  5. Что такое закрытая и открытая монополия, двусторонняя монополия
  6. Что такое естественные монополии
  7. Виды монополий: концерн, картель, конгломерат
  8. Антимонопольное законодательство
  9. Естественная монополия — что это такое?
  10. Суть естественной монополии
  11. Причины образования монополии и характерные особенности
  12. Способы монополизации рынка
  13. Отличия естественной монополии от искусственной
  14. Роль естественных монополий в государственной экономике
  15. Когда компания признается монополистом
  16. Предприятия-монополисты Беларуси
  17. Естественная монополия
  18. Фас признала volkswagen монополистом
  19. Зеонбуд — признан монополистом, которому не существует альтернативы в Украине
  20. Совершенствование антимонопольной политики
  21. Красноярский Жилфонд признан монополистом
  22. Банкротство субъектов естественных монополий: порядок, особенности, правила проведения процедуры
  23. Особенности банкротства естественных монополий
  24. Пошаговая процедура банкротства
  25. Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд
  26. Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения
  27. Финансовое оздоровление
  28. Внешнее управление
  29. Конкурсное производство
  30. Монополия: что это такое простыми словами
  31. Что такое монополия
  32. В чём суть монополии
  33. Что относится к естественным монополиям
  34. Что такое монополия государства

Что такое монополия. Естественная монополия и рынок монополии

Когда компания признается монополистом

Монополия – это тип рынка, при котором вся отрасль состоит из одной фирмы. Существует только один продавец-монополист, у него нет конкурентов, а его товара нет заменителей.

Монополией также называют компанию, которая полностью контролирует предложение определенных товаров или услуг на определенном рынке. В этом случае монополия – синоним понятия монополист.

Монополист контролирует производство и сбыт определенных товаров или услуг, конкуренция отсутствует. В результате фирма может завышать цены и не стремиться к качеству – из-за отсутствия альтернатив покупателям придется с этим мириться.

Цена, устанавливаемая монополистом, называется монопольной ценой.

Монополией в обиходе также называют исключительное право или возможность производства, продажи, использования чего-либо. Например: «Государство обладает монополией на выпуск наличных денег».

Если на рынке конкурируют от двух до пяти крупных фирм, это называется олигополией. А полная противоположность монопольному рынку – это рынок свободной конкуренции, где множество производителей предлагает одинаковые товары и услуги. Если множество производителей предлагают уникальные, но взаимозаменяемые товары – это рынок монополистической конкуренции.

О других типах рынка читайте в статье: Что такое конкуренция. Типы рынка

Признаки рынка чистой монополии

  • Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги.
  • Не существует близких товаров-заменителей.
  • Отсутствие свободы входа на рынок.
  • Все решения принимаются в условиях определенности – монополист обладает полной информацией о рынке.

Чем плохи монополии

Существование монополий невыгодно потребителям. Стремясь максимизировать прибыль, монополист поднимает цены до наивысшего возможного уровня.

При этом производится меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке – монополисту важно получить прибыль, а не удовлетворить нужды покупателей. Таким образом, монополия одновременно провоцирует дефицит – нехватку товаров или услуг.

Монополисту нет необходимость постоянно повышать качество, как это делают фирмы в условиях конкуренции. Также монополии не приходится столь активно снижать производственные издержки, рационально использовать ресурсы, внедрять новые технологии.

В то же время монополии тратят ресурсы на поддержание своего исключительного положения в отрасли, недопуск конкурентов на рынок. Монополия не дает конкурентам появиться, получить прибыль и предложить потребителю более качественные и дешевые товары и услуги.

Откуда берутся монополии

Первые в истории монополии создавались сверху, когда государство давало одной фирме привилегированное право торговли тем или иным товаром (например, табаком). В настоящее время государства также иногда применяют протекционистские меры – защищают своих производителей от иностранной конкуренции, и это может вести к возникновению монополий.

Монополии могут образовываться и без помощи государства: когда успешная фирма выдавливает конкурентов с рынка либо поглощает их.

В некоторых отраслях монополизации способствуют высокие издержки или законодательные барьеры, которые мешают новым фирмам войти на рынок.

Другими причинами появления монополии могут быть: технологическое лидерство; контроль над источниками сырья; эффект масштаба – снижение средних издержек с увеличением фирмы; эффект цепной реакции – распространение определенного товара усложняет пользование товарами конкурентов. 

Чаще всего к возникновению монополии ведут сразу несколько причин.

Что такое закрытая и открытая монополия, двусторонняя монополия

Закрытая или государственная монополия – это монополия, созданная властями с помощью законодательных ограничений.
Пример: государственная винная монополия, введенная в Российской империи в конце XIX века.

Открытая монополия – это временная монополия, возникающая после появления новой технологии или продукта. Она исчезает, когда конкуренты осваивают данную технологию и начинают производить аналогичную продукцию.

Пример: после того, как Александр Белл изобрел телефон, его компания AT&T стала монополистом на рынке телефонной связи.

Однако затем у фирмы появились конкуренты, также освоившие производство телефонных аппаратов.

Монополия двухстороннего типа – это ситуация, в которой монополист-продавец имеет единственного покупателя.

Обе стороны имеют определенную рыночную власть, но им приходится договариваться о ценах и условиях, поскольку альтернатив нет.

Пример: в городе одним градообразующим предприятием существует сильный профсоюз работников. Предприятие – единственный покупатель на рынке труда, а профсоюз – единственный продавец рабочей силы.

Что такое естественные монополии

Естественная монополия – это предприятие, объединенное единой сбытовой организацией, на рынке, где конкуренция невозможна в силу технологических особенностей. Долгосрочные издержки достигают минимума, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком, поэтому возникновение монополии в данной отрасли отчасти обосновано.

К естественным монополиям принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение.

Другой пример естественной монополии в России – Российские железные дороги. Создать альтернативную систему железных дорог в стране невозможно, так что РЖД остается монополистом на рынке железнодорожных перевозок.

При этом существуют аналоги: в некоторых случаях можно пользоваться не поездом, а самолетом или автомобилем. Таким образом, компания РЖД – не монополия на рынке транспортных услуг, но монополист на рынке железнодорожных перевозок.

Российская Федеральная антимонопольная служба ведет реестр естественных монополий (по состоянию на 1 января 2019 года).

Виды монополий: концерн, картель, конгломерат

Противоположность естественной монополии – монополия искусственного типа. Это ситуация, при которой несколько предприятий объединяются, чтобы контролировать рынок.

Существуют различные уровни монополистических объединений:

  • Картель – формальная или неформальная договоренность между отдельными производствами о единой сбытовой политике (о ценах, объемах производства, рынках сбыта, дележе прибыли). Картельный сговор – договоренность о ценах и сбыте между несколькими крупными производителями. При этом организация производства остается на усмотрение отдельных фирм.
  • Синдикат – более высокая форма объединения, он предполагает централизованное снабжение, сбыт продукции и распределение заказов.
  • Трест означает, что отдельные фирмы теряют производственную самостоятельность. Прибыль распределяется в зависимости от вложенного капитала.
  • Концерн или конгломерат – высшая форма монополистического объединения. В концерны объединяются предприятия, связанные технологической цепочкой по производству конечного продукта. Это могут быть предприятия разных отраслей – производства. торговли, транспорта, услуг, финансовые учреждения. Отдельными предприятиями управляет руководство концерна или конгломерата.
  • Чистая монополия – ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данных видов товаров и услуг, причем данный товар не имеет заменителей.

Антимонопольное законодательство

Одна из задач государства в условиях рыночной экономики – защита конкуренции. Практически во всех странах существует антимонопольное законодательство и органы для регулирования монополий. Хуже всего поддаются регулированию естественные монополии.

В России поддержанием конкуренции занимается Федеральная антимонопольная служба. Основа российского антимонопольного законодательства – федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Наличие монополии определяется по доле компании в общих продажах на рынке. Компаниям запрещается, в частности:

1. Установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (демпинг).

2. Изъятие товара из обращения, если результатом стало повышение цены.

3. Навязывание контрагенту невыгодных условий договора.

4. Экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос.

5. Необоснованный отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями.

6. Создание дискриминационных условий. Необоснованное установление различных цен на один и тот же товар для разных покупателей.

7. Препятствование доступу других компаний на рынок или выходу с рынка.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

Источник: https://www.anews.com/p/114150211-chto-takoe-monopoliya-estestvennaya-monopoliya-i-rynok-monopolii/

Естественная монополия — что это такое?

Когда компания признается монополистом

Естественная монополия является производственной отраслью, занятой компаниями, способными нормально работать только при отсутствии конкуренции.

Если в этой сфере производства появится конкурент, то издержки перестанут быть минимальными, а это повлечёт уменьшение доходности, и увеличит стоимость товаров или услуг.

Естественная монополия – важный аргумент в пользу национализации экономически важных для страны и общества отраслей (например, железнодорожного хозяйства).

Суть естественной монополии

Понятие «монополия» в переводе с греческого языка означает «один продаю». При такой структуре на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна компания, являющаяся большим капиталистическим предприятием, которое контролирует производство и сбыт продукции. Производится уникальный продукт, не имеющий аналогов, и закрыто вхождение новых компаний на рынок.

Естественной называется разновидность монополии, которая занимает на рынке привилегированное положение из-за особенностей технологии производства: эксклюзивно владеет ресурсами, имеет исключительную материально-техническую базу или крайне высокую стоимость. Как правило, естественные монополии являются компаниями, управляющими трудоёмкими инфраструктурами, создать которые другие фирмы технически не в состоянии или это считается экономически неоправданным.

Естественными монополиями являются такие сферы коммунального хозяйства как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение. Другим ярким примером служат железные дороги РФ.

Создание альтернативной системы железнодорожного сообщения в государстве невозможно, поэтому РЖД монополист в области железнодорожных перевозок. Но у пассажиров есть возможность выбора аналогов: можно выбрать не только поезд, но и самолет или автомобиль.

Поэтому РЖД не монополист на рынке транспортных перевозок, но остаётся монополией в сфере железнодорожного транспорта.

Естественная монополия образуется в том случае, когда деятельность приносит доход в долгосрочной перспективе при обслуживании всего рынка. Чаще всего требуются большие затраты на начальном этапе. В этом случае предприятия объединяет единая сбытовая организация.

Причины образования монополии и характерные особенности

Основная причина создания монополии заключается в стремлении бизнеса извлечь максимум дохода от монополизации рынка. Дополнительными причинами, которые способствуют образованию монополий, могут являться:

  • правительство устанавливает законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот);
  • наличие значительных затрат при ведении деятельности, которые не окупятся в конкурентной среде;
  • компании укрупняются путём слияния и поглощения;
  • протекционистская политика защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

Характерные особенности монополий:

  1. Отрасль представляет одна компания-производитель определённого товара.
  2. Фирма-монополист может регулировать количество своей продукции на рынке, таким способом определяя её стоимость.
  3. Производителям аналогичной продукции при попытках реализовать её на монополизированном рынке создают искусственные барьеры: юридические, технические или экономические.
  4. Компания-монополист чаще всего не использует рекламу.
  5. Покупатели вынуждены покупать товар производителя-монополиста или обходится без него.

Способы монополизации рынка

Чтобы занять доминирующее положение на рынке, компания может воспользоваться несколькими способами:

  • произвести новый уникальный продукт, аналоги которого пока не могут освоить конкуренты. Подобная ситуация обычно бывает временной. Отсутствие конкуренции обусловливает технологический отрыв, который конкуренты стараются быстро преодолеть;
  • достигается высочайшая эффективность производства, позволяющая предлагать продукцию по минимальной стоимости;
  • создаются конгломераты и концерны. Крупные производители объединяют ресурсы и создают такую ситуацию на рынке, когда они имеют возможность диктовать условия конкурентам послабее. Типичный приём, способствующий достижению этой цели – одновременное владение несколькими значительными потребительскими секторами (например, производство автомобилей или железнодорожные перевозки);
  • сформировать картели. При этом несколько монополистов договариваются между собой по поводу ценовой политики. Регулирующие органы практически всех государств ведут активную борьбу с таким сговором, который ограничивает свободу торговли;
  • некоторым субъектам хозяйствования власти предоставляют исключительные права. Отличительная черта административной монополии заключаются в действиях государства, направленных на ограничение конкуренции и подчинение властным структурам (например, министерству, управлению, главку и т. д.).

Отличия естественной монополии от искусственной

Основой свободных рыночных отношений является конкуренция, поэтому государство стоит на её защите. Однако, существуют товары или услуги, которые обладают специфическими характеристиками. их черта – жизненная важность для государственной экономики. Чаще всего, то, что подобные продукты предлагает один продавец, является оправданным и рациональным.

https://www.youtube.com/watch?v=S9JXTDAyvQg

Естественная монополия – ситуация на рынке, когда конкуренция негативно влияет на макроэкономические показатели государства, является стратегически опасной или технологически невозможной.

Естественные монополии обладают следующими признаками:

  1. Чрезвычайно высокой стоимостью входа в бизнес. Затраты на начальном этапе деятельности настолько огромны, что обычно только государство может их понести.
  2. Постоянные составляющие издержек тоже слишком масштабны.
  3. Неэластичным спросом на продукт, предназначенный удовлетворить первоочередные потребности и который население будет покупать по любой цене.
  4. Отсутствием альтернативы продукту. Другими словами, товар или услуга уникальны, и их нельзя ничем заменить.

Роль естественных монополий в государственной экономике

В Российской Федерации, как и в других государствах, существуют естественные монополии, которые соответствуют следующим критериям:

  • единственное предприятие-гигант;
  • уникальная продукция;
  • непреодолимые барьеры для конкурентов;
  • полная информация.

В настоящее время в список отраслей, которые отвечают вышеперечисленным критериям, включены важнейшие для экономики государства позиции:

Вид естественной монополии

Источник: https://VFinansah.com/other/estestvennaya-monopoliya

Когда компания признается монополистом

Когда компания признается монополистом

Предприятия-монополисты — это хозяйствующие субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. В первоначальной редакции Антимонопольного закона использовался термин «предприятие— монополист». Однако в настоящее время вместо этого термина в законодательстве большей частью используется термин «хозяйствующий субъект, доминирующий на рынке».

Последний термин является более широким, им охватываются не только предприятия, но и другие коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.
Доминирующими признаются такие хозяйствующие субъекты, доля которых составляет 50% или более на определенном товарном рынке.

При этом антимонопольный орган имеет право в отношении отдельных предприятий снижать указанную долю, но она не должна составлять менее 35%.

Антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке. Согласно п. 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе в этот реестр включаются хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного товара долю более 35%.

В Законе о защите конкуренции этот документ называется реестром хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более чем 35%. Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль цен (тарифов), ведет Федеральная служба по тарифам.

Специальное правовое регулирование организации и деятельности предприятий-монополистов направлено на защиту других хозяйствующих субъектов, государства и общества. В законодательстве предусматриваются ограничения прав и возможностей предприятий-монополистов.

Хотя по общему правилу в нашем государстве в настоящее время отменено обязательное установление цен, в отношении предприятий-монополистов применяется утверждение цен государственными органами. Например, утверждаются цены на энергоресурсы, тарифы на тепловую и электрическую энергию, тарифы на железнодорожные перевозки и т.д.

Контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, осуществляет антимонопольный орган — Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Этот государственный орган обладает широкими полномочиями в отношении предприятий-монополистов. Он может давать им обязательные предписания по вопросам, входящим в его компетенцию.

Этот орган осуществляет, в частности, государственный контроль за созданием и реорганизацией коммерческих организаций.

В Законе о защите конкуренции предусмотрено осуществление государственного контроля за экономической концентрацией. Согласно ст. 27 этого закона слияние коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов превышает 3 млрд руб.

, или их суммарная выручка превышает 6 млрд руб. в год, либо если одна из этих организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более чем 35%, может осуществляться только с предварительного согласия антимонопольного органа. Аналогичный порядок установлен и в отношении присоединения коммерческих организаций.

Читать еще –>  Употребление на рабочем месте алкоголя

Предприятия-монополисты Беларуси

Весоизмерительная техника, выпускаемая РУП «Зенит» поставляется в основном на рынок Республики Беларусь – 96% от общего объема производимой продукции и Российской Федерации – 4%. Интересным представляется рассмотрение структуры потребителей продукции РУП «Зенит» в Республике Беларусь, представленной на рис. 4.

2. Высокая себестоимость выпускаемой продукции. Данный фактор является существенным препятствием для продвижения продукции на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья вследствие значительного ухудшения ценовых характеристик выпускаемых товаров.

Так, на УП «Промсвязь» затраты на 1 рубль выпускаемой продукции составляют 65,6 коп., на РУП «Зенит» – 69,5 коп. Высокая себестоимость выпускаемой продукции обусловлена в значительной степени величиной общехозяйственных расходов.

Предприятия занимают достаточно большие производственные и складские помещения, имеют собственное транспортное хозяйство и объекты социальной инфраструктуры.

Естественная монополия

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах.

Между тем законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей ать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законодательство.

Инструкция «О порядке контроля за приобретением паев, долей участия товариществ и простых именных акций акционерных обществ и порядке признания лиц, контролирующих имущество друг друга», утвержденная приказом ГКАП РФ от 18 января 1994 г.

№ 5, определяет порядок контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении инвестором 35 или более процентов акций, паев и долей участия в уставном капитале эмитента или акций, обеспечивающих более 50 процентов акционеров при размещении их среди учредителей акционерного общества, при увеличении размеров первоначального уставного капитала путем выпуска акций или увеличения паев, долей участия, при обращении акций между инвесторами.

Читать еще –>  На сколько уходят в декрет

Фас признала volkswagen монополистом

ООО «Таганка-Сервис» не является официальным дилером «Фольксваген Груп Рус», однако в 2009 году компания обратилась к автоконцерну с просьбой о заключении договора поставки оригинальных запчастей к автомобилям Audi, Skoda.

Кроме того, представители «Таганка-Сервис» хотели подключиться к системе заказа оригинальных запасных частей через онлайновую систему заказов.

В феврале 2012 года дилер обратился в «Фольксваген Груп Рус» повторно с предложением заключить договор поставки оригинальных запчастей к автомобилям Audi, Skoda и Volkswagen. Однако автоконцерн вновь отказал дилеру.

Включение компании в реестр доминирующих субъектов влечет автоматическое распространение на такую компанию запретов, установленных ст. 10 Закона о защите конкуренции. К примеру, у ФАС России не будет необходимости доказывать доминирующее положение «Фольксваген Груп Рус» в случае дальнейших антимонопольных разбирательств.

Зеонбуд — признан монополистом, которому не существует альтернативы в Украине

«Выводы Комитета базируются, в частности, на информации, полученной в ходе исследования от органов государственной власти, экспертных организаций, субъектов хозяйствования, которые являются потребителями телекоммуникационных услуг ООО «Зеонбуд» и других участников этого рынка», — говорится в сообщении пресс-службы АМКУ.

АМКУ признал, что в настоящее время не существует альтернативы телекоммуникационным услугам, которые предоставляются ООО «Зеонбуд». Учитывая это, Комитет принял распоряжение о признании компании монополистом на общегосударственном рынке телекоммуникационных услуг по распространению в цифровом формате (стандарт DVB-T2).

В долгосрочном периоде со свободным входом экономическая прибыль фирмы-конкурента, конечно, будет равна 0, а цена устанавливается на уровне цены закрытия типичной фирмы.

Но поскольку издержки доминирующей фирмы ниже издержек конкурентов, то последняя будет получать положительную прибыль и в долгосрочном периоде, но ее величина будет меньше, чем в краткосрочном.

Если же доминирующая фирма значительно снизит свои издержки, то конкуренты вынуждены будут уйти с рынка, и она останется монополистом в отрасли. Поэтому величина издержек становится стратегической переменной для доминирующей фирмы, и она заинтересована в постоянном снижении ее величины.

Анализ данной модели поведения доминирующей фирмы был проведен многими исследователями западной теории организации промышленности. В своей книге Ж.Тироль так оценил данную стратегию: “Хищничество влияет не на действительные перспективы соперников, а лишь на их восприятие этих перспектив.”25

Читать еще –>  Нотариальная доверенность на представление интересов

Совершенствование антимонопольной политики

Обоснование своих выводов о доминирующем положении ОАО «Втормет» на местном товарном рынке антимонопольный орган арбитражному суду не представил.

В то же время предприятие представило в судебном заседании доказательства того, что объем его производства (заготовки и сдачи металлолома) составляет менее 30% от объема заготовки лома в целом по области. Кроме того, доминирующее положение предприятия определяется по отдельным видам товаров.

ОАО «Втормет» заготавливает (собирает) лом цветных и черных металлов самых различных наименований. Территориальный антимонопольный орган указал лишь общий объем заготовки всех видов металлолома.

Антимонопольный комитет является одним из центральных органов управления. Его полномочия определены Антимонопольным законом исчерпывающе. В соответствии со ст. 3 этого Закона Антимонопольный комитет сам образует территориальные управления и устанавливает их полномочия в пределах компетенции, определенной Законом.

Красноярский Жилфонд признан монополистом

Напомним, дело было возбуждено антимонопольным управлением по заявлению ООО «Прогресс-МТО» — фирмы, которая занимается профдизенфекцией жилищного фонда Красноярска. «ООО «ГУК Жилфонд» выбрало единственную организацию по травлению крыс, а всем другим участникам рынка, которые хотят работать в этой области, отказало», — пояснил заместитель руководителя управления Олег Харченко .

Харченко добавил, что УФАС внесло «Жилфонд» в список монополистов на рынке управления многоквартирными домами. «Собрав все материалы, мы посчитали, что данное общество является монополистом. Это произошло спокойно, без излишнего ажиотажа, представители фирмы даже были рады, и считают, что статус монополиста поднимает их деловую репутацию», — заключил замруководителя.

15 Ноя 2018      uristfree         289      

Источник: https://lawyerfree.ru/brachnyj-dogovor/kogda-kompaniya-priznaetsya-monopolistom

Банкротство субъектов естественных монополий: порядок, особенности, правила проведения процедуры

Когда компания признается монополистом

Субъект естественной монополии – это юрлицо, которое занимается производством и реализацией товаров, работ и услуг в условиях естественной монополии. Такое предприятие банкротится по специальным правилам, которые связаны с ценностью поставляемых товаров, работ и услуг для конечных потребителей.

Особенности банкротства естественных монополий

Российские физические и юридические лица банкротятся по правилам Гражданского кодекса и отдельного ФЗ «О несостоятельности» за номером 127.

Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ. Особенностям признания финансовой несостоятельности таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.

Право на признание компании банкротом находится в исключительной компетенции арбитражного суда.

Для того чтобы к компании применялись требования параграфа 6 Главы 9 127-ФЗ, необходимо, чтобы она была признана арбитражным судом субъектом естественных монополий. При отнесении компании к данному типу арбитражный суд руководствуется положениями ФЗ «О естественных монополиях» от 1995 года №147-ФЗ, а также сведениями из реестра субъектов естественных монополий от ФАС РФ.

На основании ст.

3 ФЗ-147 «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение текущего спроса со стороны покупателей более эффективно при отсутствии нормальной рыночной конкуренции из-за технологических особенностей производства. Товары (работы и услуги) субъекта естественной монополии не подлежат замене, из-за чего спрос на данный товар в меньшей степени подвержен влиянию ценового фактора.

За включение и исключение компаний-монополистов из реестра монополий отвечает ФАС. Организация-должник вправе обратится в антимонопольную службу для исключения сведений о себе из реестра.

Но это не гарантирует лишения ее статуса монополиста в суде: согласно сложившейся судебной практике, сам по себе факт отсутствия сведений об определенной организации в реестре не служит доказательством того, что компания не относится к субъектам монополий.

На основании ст.

4 147-ФЗ сферами деятельности субъекта естественной монополии являются:

  • передача тепловой энергии;
  • водоснабжение;
  • водоотведение и пр.

Субъект естественных монополий может заявить о своем банкротстве при его соответствии ряду признаков. Они отличаются от тех, которые применяются по отношению к иным юридическим лицам, заявляющим о своем банкротстве. В общем случае юрлицо может заявить о финансовой несостоятельности при задолженности в размере 500 тыс. р. и более, а также просрочке  продолжительностью от 3 месяцев и более.

На основании п. 2 ст. 197 127-ФЗ субъекты естественных монополий считаются неспособными погасить требования кредиторов при наличии задолженности по оплате:

  • требований кредиторов в части денежных обязательств;
  • выходных пособий и зарплате для работников организации и бывших сотрудников;
  • обязательных платежей в виде налогов и сборов (перед ПФР, ФСС, ФНС).

Указанные требования по п. 3 ст. 197 127-ФЗ должны быть подтверждены отдельным исполнительным документом, который выдал суд, при этом судебным приставам не удалось погасить данные требования через процедуру взыскания имущества по ст. 94 ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанный факт нашел документальное закрепление.

Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса исполнительного производства. Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:

  1. Обратиться в суд для подтверждения своих требований и взыскания их в рамках исполнительного производства.
  2. Передать исполнительный документ в службу судебных приставов и дождаться начала исполнительного производства.
  3. В рамках исполнительного производства приставы обязаны заняться розыском и реализацией имущества компании.
  4. Только если по результатам исполнительного производства задолженность не удастся погасить, кредиторы вправе обратится в суд с заявлением о банкротстве.

Для подтверждения факта недостаточности имущества кредитор должен приложить к заявлению соответствующий акт, выданный службой судебных приставов.

Такой порядок действий ставит кредиторов компаний-монополистов в невыгодное положение: на процедуру исполнительного производства могут уйти годы, что снижает возможность возврата ими денежных средств.

На основании п. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при соответствии субъекта естественных монополий таким признакам, как:

  1. Наличие непогашенной задолженности в течение 6 месяцев и более.
  2. Подтвержденные долговые обязательства в размере не менее 1 млн р.

Другой важной особенностью банкротства естественных монополий является то, что в деле участвует федеральный орган исполнительной власти, который ответственен за политику субъекта монополии (на основании ст. 198 127-ФЗ). На сегодняшний день таким органом власти является ФАС.

В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.

Пошаговая процедура банкротства

Процедура признания финансовой несостоятельности субъекта естественной монополии предполагает прохождение следующих этапов.

Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд

В арбитражный суд по местонахождению должника подается заявление о признании компании банкротом. Инициировать данную процедуру вправе компания-должник, ее кредиторы или уполномоченный орган.

Заявление должно содержать указание на размер задолженности, перечень кредиторов и причину возникновения долговых обязательств. Копия заявления направляется всем участника дела о банкротстве.

В случае подачи заявления кредиторами должник имеет право передать арбитражному суду отзыв на него с описанием собственного видения финансовой ситуации в компании.

Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения

При рассмотрении заявления о банкротстве суд оценивает его на обоснованность с учетом требований к подобного рода организациям. В частности, рассматривается неспособность погасить требования кредиторов в течение 6 месяцев и более и наличие совокупной задолженности от 1 млн р.

Суды отказывают в начале процесса признания финансовой несостоятельности по заявлению кредиторов в случае, если кредиторы не прошли предварительно процесс взыскания задолженности в рамках исполнительного производства.

Без соответствия законодательным условиям заявление может быть отклонено или возвращено.

Если все законодательные требования к заявлению были выполнены, то суд выносит определение о введении этапа наблюдения и назначении временного управляющего.

На этом этапе формируется реестр требований и проводится первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление предприятия – необязательный этап банкротства. Оно вводится по инициативе компании-монополиста или собрания кредиторов. По сути, оздоровление – это рассрочка по долговым обязательствам компании.

Данный этап предполагает разработку должником плана оздоровления и графика погашения задолженности на период до 2 лет. Субъекту естественных монополий также стоит обзавестись поручителями или гарантами исполнения обязательств, что повысит шансы на одобрение судом графика погашения долга.

Если по результатам этапа финансового оздоровления проблему с просроченной задолженностью удаться решить, то суд может полностью прекратить процесс банкротства.

В случае если по результатам этапа платежеспособность не была восстановлена, то вводится этап конкурсного производств или внешнего управления.

Внешнее управление

По ходатайству кредиторов в отношении должника допускается введение этапа внешнего управления. В рамках данного этапа руководство юрлица отстраняется от дел, и его полномочия передаются к профессиональному внешнему управляющему.

Им разрабатывается специальный план по выводу компании из кризиса и нормализации ее платежного баланса.

В комплекс мероприятий может входить закрытие непрофильных активов и нерентабельных подразделений, отказ от невыгодных сделок, продажа имущества должника и пр.

С учетом того, что субъект естественных монополий выполняет важные социальные функции, и его услуги представляют особую ценность для рядовых потребителей, в отношении работы внешнего управляющего вводятся некоторые ограничительные меры.

На основании п. 1 ст. 200 127-ФЗ управляющему запрещено прекращать обязательства субъекта монополии перед конечными потребителями. На основании п. 2 ст.

200 127-ФЗ управляющий не вправе отчуждать имущество должника, продавать его на торгах, если оно входит в единый технологический комплекс.

На основании п. 2 ст.

200 127-ФЗ к имуществу, которое представляет единый технологический комплекс, относят недвижимость, иное имущество для производства товаров, запасы сырья и расходных материалов.

На основании п. 6 ст. 201 127-ФЗ перепрофилирование нерентабельных производств или их закрытие на этапе внешнего управления допускается в порядке федерального законодательства.

В ходе внешнего управления федеральные, региональные или муниципальные власти вправе отсрочить продажу имущества должника на период до 3 месяцев в целях разработки комплекса мер по восстановлению платежеспособности компании.

Конкурсное производство

Если арбитражный суд придет к выводу, что восстановление платежеспособности компании не представляется возможным, то он вводит в ее отношении этап конкурсного производства. На данной стадии компания получает статус банкрота и по завершении процедуры ликвидируется.

На данной стадии формируется конкурсная масса из принадлежащего должнику имущества. Она в дальнейшем направляется на погашение требований кредиторов.

Особый статус компании-монополиста накладывает отпечаток на процедуру продажи принадлежащего ей имущества. Так, покупатель обязан иметь лицензию на оказание подобного рода услуг в сфере естественной монополии. Покупатель также берет на себя обязательства по договорам поставки на предприятии-банкроте.

Он должен обеспечить должное качество работ и услуг и гарантировать их доступность.

Имущество должника, которое применяется для производства товаров и услуг в условиях монополии, выставляется на продажу в виде единого лота.

При этом преимущественным правом покупки имущества субъекта естественной монополии обладают федеральные, региональные и муниципальные власти.

Имущество реализуется в форме конкурса, где в качестве условий выступают требования к покупателю по 127-ФЗ. Если покупатель нарушает установленные договором купли-продажи условия, то договор купли-продажи с ним расторгается, уплаченные за лот денежные средства возвращаются, а само имущество передается властям в федеральную собственность.

Таким образом, отличительной чертой субъекта естественной монополии является осуществление деятельности в условиях рынка естественной монополии. Такие компании банкротятся по особым правилам, которые перечислены в 6 параграфе Главы 9 127-ФЗ.

В качестве признаков банкротства по 127-ФЗ выделяют: совокупный размер задолженности субъекта естественной монополии перед кредиторами, работниками, бюджетными и внебюджетными инстанциями составляет 1 млн р. и более, а продолжительность просрочки – 6 месяцев с даты исполнения.

Кредитор должен получить у приставов исполнительный документ, подтверждающий невозможность взыскания имущества и погашения долга в рамках исполнительного производства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/estestvennykh-monopoliy.html

Монополия: что это такое простыми словами

Когда компания признается монополистом

Сегодня мы поговорим простыми словами о том, что такое монополия и в чём ей суть. В экономике идея монополии важна при изучении структур управления. В традиционном экономическом анализе существует четыре основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Монополия – это рыночная структура, которая характеризуется одним продавцом, который продает уникальный продукт с ограничением вхождения на рынок новых фирм.

Проще говоря, монополия – это форма рынка, где есть один продавец, продающий определенный товар, для которого нет близких заменителей.

Но так же существует и монополистическая конкуренция – это происходит, когда в отрасли есть много продавцов или множество близких заменителей производимых товаров.

Что такое монополия

Рассмотрим подробнее вопрос о том, что такое монополия и в чём её характерные особенности. «Моно» означает единицу, а «поли» означает продавца. Таким образом, монополия относится к рыночной ситуации, в которой есть только один продавец конкретного продукта.

Это означает, что сама компания является отраслью, и её продукт не имеет близкой замены. Монополист не обеспокоен реакцией конкурирующих сторон, поскольку у него нет конкурентов. Таким образом, кривая спроса, с которой сталкивается монопольная группа, совпадает с кривой спроса в отрасли.

Может ли быть полная монополия в реальном коммерческом мире? Некоторые экономисты считают, что, поддерживая некоторые барьеры для входа, фирма может выступать в качестве единственного продавца продукта в конкретной отрасли.

Другие считают, что все продукты конкурируют за ограниченный бюджет потребителя. Например, в деле по разработке и созданию сайтов-визиток невозможно стать монополистом, так как в Сети существует огромное множество предложений по данному вопросу.

В чём суть монополии

Чтобы лучше понять, в чём суть монополии, следует перечислить ключевые особенности монопольного рынка. При монополии фирма полностью контролирует поставки продукта.

Существует один продавец или производитель конкретного продукта, и нет никакой разницы между компанией и отраслью.

Кривая спроса на монопольном рынке имеет наклон вниз, что означает, что фирма может получать больше прибыли только за счет увеличения продаж, которые возможны за счет снижения цены продукта.

Монополист является единственным продавцом определенного товара. Поэтому, если Вы думаете развивать свой проект по бизнес-идеям 2020 года, монополистом Вам стать вряд ли удастся. Следовательно, если монополист должен получать сверхприбыль в долгосрочной перспективе, должны существовать определенные барьеры для вхождения новых фирм в отрасль.

Такие барьеры могут относиться к любой силе, которая препятствует проникновению конкурирующих компаний (конкурирующих производителей) в отрасль. Такие барьеры, защищающие монополиста от вторжения других фирм, использующихбизнес-идеи для женщин или мужчин могут быть как естественными, так и искусственными (законными). Фактически, входной барьер может принимать различные формы.

Что относится к естественным монополиям

Далее рассмотрим, что относится к естественным монополиям и в чём их суть. Естественная прерогатива возникает, когда одна компания поставляет на весь рынок определенный продукт или услугу без какой-либо конкуренции из-за больших барьеров для входа.

Под словом продукт может пониматься не только материальный объект. Это могут быть и услуги, такие как СЕО-продвижение сайта интернет-магазина или пакеты акций и документов и т.д. Эти барьеры для входа могут включать в себя высокие начальные затраты, высокие постоянные затраты, трудности с получением необходимого сырья и многое другое.

Другими словами, одна компания контролирует рынок из-за уникального продукта, производства или рыночных условий. Это происходит естественно, без сговора или нечестной игры.

Советуем узнать об основных правилах ведения бизнеса в России, чтобы лучше разобраться в данной теме. Естественный монополист менее обеспокоен новыми участниками рынка, которые могут подорвать его власть.

Компании, которые рассматривают возможность выхода на рынок, знают, что они не смогут конкурировать при низких затратах.

Обычно естественные монополии действуют в отраслях, где для работы требуются передовые технологии и / или сырье.

Хотя естественные прерогативы сталкиваются с высокими фиксированными производственными затратами, средние затраты снижаются до такой степени, что кривая спроса пересекает кривую средних затрат.

Типичными примерами являются компании, занимающиеся производством и распределением энергии, распределением воды, общественным транспортом, телекоммуникациями и почтой.

Что такое монополия государства

Теперь обратим внимание и расскажем о том, что такое монополия государства и на что она распространяется. В экономике, она является одной из форм монополии, в которой правительство или государственная корпорация является единственным поставщиком определенного товара или услуг и конкуренция запрещена законом.

Правительственной монополией может управлять любой уровень – федеральный, региональный, местный. Она направлена реализацию товаров массового потребления. В большинстве своём государственная прерогатива распространяется на: СМИ, образование, алкогольную продукцию, табак, банковское дело и т.д.

В скандинавских странах некоторые товары, которые считаются «вредными», распространяются через государственную прерогативу.

Например, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции государственные компании имеют привилегии на продажу алкогольных напитков. Казино и другие игорные заведения также могут быть монополизированы.

В Финляндии её своеобразный фирменный стиль – это государственная монополия на эксплуатацию игровых автоматов.

В заключение ещё раз скажем об отличительных особенностях монопольного рынка:

  • Один производитель или продавец;
  • Отсутствие близких заменителей;
  • Абсолютный контроль над предложением на рынке;
  • Отсутствие конкурентной рекламы;
  • Равновесие фирмы и отрасли.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/propromotion/monopoliia-chto-eto-takoe-prostymi-slovami-5da07969f557d000ae05a957

Журнал юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: