Ответственность спасателей за экологические правонарушения

Содержание
  1. Виды ответственности за экологические правонарушения
  2. Основание ответственности за экологические правонарушения
  3. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения
  4. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
  5. Административная ответственность за экологические правонарушения
  6. Уголовная ответственность за экологические правонарушения
  7. Ответственность спасателей за экологические правонарушения
  8. Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения
  9. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
  10. Ответственность спасателей за нарушения экологических норм в окружающей природной среде
  11. Ответственность за экологические правонарушения
  12. Разъясняем законодательство
  13. Уголовная ответственность за экологические преступления в республике Беларусь
  14. Нарушение природоохранного законодательства
  15. Нарушения и санкции за них
  16. Необходимая природоохранная документация
  17. В каких случаях возникает штраф
  18. Отчет для субъектов МСП
  19. Шпаргалка по экологическому праву | Страница 15 | Онлайн-библиотека
  20. 36. Административная ответственность за экологические правонарушения
  21. 37. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
  22. 38. Гражданско-правовая ответственность
  23. Экологические преступления: административная и уголовная ответственность по статьям 8.8, 8.2, 8.1, 8.25, 8.28, 8.37 КОАП РФ и главе 26 УК РФ
  24. Общая характеристика экологических преступлений как объекта УК
  25. Уголовная ответственность за экологические преступления
  26. Административная ответственность за экологические правонарушения

Виды ответственности за экологические правонарушения

Ответственность спасателей за экологические правонарушения

Гарантируя гражданам право жить в благоприятных экологических условиях, государство должно предпринимать в том числе меры к тому, чтобы пресекать экологические правонарушения и обеспечивать возмещение причиненного ими ущерба (ст. 42 Конституции РФ).

Определение 1

Ответственность за экологические правонарушения – охранительное правовое отношение между лицом, чьи права и интересы нарушены, и лицом, совершившим экологическое правонарушение, по применению установленного законом взыскания.

В юридической ответственности находит свое отражение санкция правовой нормы, в том числе нормы природоохранного законодательства. В отсутствие санкции и ответственности за экологическое нарушение соответствующее законодательство лишается своего наиболее важного свойства – государственно-принудительного характера.

Экологическая ответственность выполняет такие функции, как:

  • стимулирование законопослушного поведения;
  • предупреждение последующих правонарушений;
  • компенсация вреда, нанесенного природе и человеку;
  • наказание правонарушителя.
  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Как следует из ст. 75 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», экологические правонарушения могут влечь:

  • имущественную ответственность;
  • дисциплинарную ответственность;
  • административную ответственность;
  • уголовную ответственность.

Основание ответственности за экологические правонарушения

Применить к физическому или юридическому лицу меры эколого-правовой ответственности можно только при наличии основания – экологического правонарушения.

Определение 2

Экологическое правонарушение – противоправное и противозаконное виновное действие или бездействие, в результате которого был причинен вред окружающей среде или нарушено экологическое субъективное право.

В зависимости от степени вредности (опасности) наступивших последствий все экологические деликты могут быть подразделены на:

  • проступки (гражданские, дисциплинарные, административные);
  • преступления.

Несмотря на различия, существующие между экологическими правонарушениями, все они имеют одинаковое строение, которое характеризуется концепцией состава экологического правонарушения. В структуре состава выделяют четыре элемента.

  1. Объект. Традиционно под объектом понимают охраняемые отношения в сфере экологического благополучия. Носителями охраняемых прав и интересов может быть как государство, так и физические или юридические лица.
  2. Объективная сторона. В рамках данного компонента выделяют противозаконность (противоправность) поведения; причинение (угроза причинения) вреда окружающей среде либо нарушение прав в сфере охраны окружающей среды; причинно-следственная связь между поступком нарушителя и неблагоприятными эколого-правовыми последствиями.
  3. Субъект. Каждый из видов ответственности выдвигает собственные требования к признакам субъекта (возраст, должностное положение и т. п.).
  4. Субъективная сторона. В рамках данного компонента раскрывается отношение правонарушителя к совершенному им поступку, а именно вина или неосторожность (самонадеянность, небрежность). Однако ответственность за экологические правонарушения может наступать и без вины (например, в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения

Специфика гражданско-правовой ответственности за экологические деликты состоит в том, что данный вид ответственности направлен в первую очередь на возмещение вреда, которые причинен экологическим правам заинтересованных лиц и самой окружающей среде.

Замечание 1

При этом такая ответственность может быть как договорной, например из договора в сфере природопользования, так и внедоговорной (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21).

Следует помнить о принципах возмещения экологического вреда:

  • вред подлежит возмещению независимо от того, причинен он умышленно или неосторожно;
  • вред должен быть возмещен в полном объеме, при этом суд вправе уменьшить размер такого возмещения;
  • ответственность может наступать за вред вследствие правомерных действий (так, предприниматель, внесший плату за негативное воздействие на природу, не освобождается от природоохранных мероприятий и возмещения экологического вреда);
  • возможность как добровольного, так и принудительного возмещения вреда;
  • повышенный срок давности для рассмотрения требований о возмещении экологического вреда (20 лет).

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности имеет специфического субъекта:

  • лицо, находящееся в трудовых отношениях с организацией, который в силу закона считается причинителем вреда;
  • лицо, исполняющее обязанности государственной службы.

Основания, порядок применения и меры дисциплинарной ответственности за экологические деликты предусмотрены:

  • трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (Трудовым кодексом РФ, другими законами, локальными правовыми актами);
  • служебным законодательством (например, Законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»).

К виновному работнику или государственному служащему могут быть применены такие меры, как замечание, выговор, увольнение; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности заключается в применении уполномоченным органом государства меры административного наказания к лицу, которое совершило административное правонарушение, предусмотренное законом.

Виды административных проступков, посягающих на благополучие окружающей среды, предусмотрены:

  • Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 7 и 8);
  • законами субъекта Российской Федерации, в которых установлены дополнительные составы административных проступков.

Наиболее распространенным наказанием за административные нарушения является штраф, за некоторые деяния предусмотрена и конфискация (ст. 8.34, 8.35, 8.37 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Наиболее опасные экологические посягательства преследуются в уголовном порядке. Главой 26 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за такие деяния, как нарушение правил обращения опасных веществ и отходов, загрязнение вод, атмосферы, моря и т. п.

В основном уголовные наказания не связаны с лишением свободы (штраф, обязательные и исправительные работы, ограничение свободы). За деяния, повлекшие наиболее тяжкие последствия (причинение вреда жизни и здоровью человека, массовую гибель животных) предусмотрено лишение свободы.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_pravonarusheniy_i_ih_klassifikaciya/vidy_otvetstvennosti_za_ekologicheskie_pravonarusheniya/

Ответственность спасателей за экологические правонарушения

Ответственность спасателей за экологические правонарушения

Условием обеспечения рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности является строгое соблюдение всего российского законодательства об охране окружающей среды.

В связи с чем, при рассмотрении дел о нарушении экологического законодательства, следует обеспечивать полное и всестороннее исследование всех обстоятельств противоправного деяния, и не допускать необоснованного освобождения виновного от ответственности.

Лица, совершившие правонарушения, подлежат привлечению к ответственности за нарушение экологического законодательства, которая может выражаться в виде административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Отношения в сфере оздоровления, охраны и улучшения окружающей природной среды, устранения и предупреждения вредных последствий воздействия на хозяйственную или другую сферу, которые регулируются нормами экологических и смежных отраслей права, называют экологическими правоотношениями. Законодательство РФ устанавливает ответственность за совершение экологического правонарушения и определяет обязательства юридических и физических лиц по возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде. Классификация эколого-правовой ответственности:

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения

  • несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды;
  • нарушение экологических требований при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов;
  • загрязнение окружающей среды и причинение вследствие этого вреда здоровью людей, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
  • порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
  • невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
  • неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
  • нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению различных отходов, в том числе и бытовых;
  • несоблюдение экологических требований при использовании радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
  • превышение допустимых уровней радиационного и химического воздействия;
  • превышение допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений и иных вредных физических воздействий;
  • превышение допустимых уровней биологического воздействия на окружающую среду;
  • несвоевременное предоставление информации, предоставление искаженной информации или отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии экологической обстановки.

Материальная ответственность за экологические правонарушения установлена в размерах, определенных приказом Министра обороны, и не должна превышать полного размера причиненного ущерба; учитываться должен только прямой ущерб природе. Материальная ответственность применяется только при наличии вины военнослужащего или лица из гражданского персонала. Для воинских частей размер штрафа устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с действующим законодательством и определяется органом, его налагающим, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и величины причиненного ущерба. Взыскание штрафа не освобождает виновного от обязанности возместить причиненный ущерб. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Уголовную ответственность за экологические правонарушения (преступления) должностные лица воинских частей и отдельные военнослужащие несут в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, в котором есть специальная глава «Экологические преступления». При этом к уголовно наказуемым экологическим правонарушениям относят общественно опасные деяния, посягающие на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека. Кроме Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и других природоохранных государственных актов экологическая деятельность войск (сил), военных объектов, организаций, учреждений и каждого военнослужащего дополняется и регулируется приказами и директивами Министра обороны и его заместителей, в которых конкретизируются, уточняются обязанности командиров, начальников и подчиненных им солдат и сержантов по охране природной среды.

Устав внутренней службы определяет обязанности военнослужащих по охране окружающей среды. Каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе своей повседневной деятельности. Для этого он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в полку (подразделении), и строго выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель, по сохранению животного и растительного мира. Военнослужащие, допускающие в результате своих действий или бездействия загрязнение окружающей среды, привлекаются к ответственности.

Читать еще –>  Документы на работу при беременности

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

выступает порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответствующем нормативном или правоприменительном акте лицами (руководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служебные функции.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Под экологическим преступлением понимают виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения и запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

В Трудовом кодексе предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей, учитывается только прямой ущерб, а неполученные доходы (т.е. упущенная выгода) не учитываются.

Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска.

При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.

Ответственность спасателей за нарушения экологических норм в окружающей природной среде

Гражданско-правовая (материальная) ответственность. Меры имущественного характера применяют в случае, если причиненный окружающей среде ущерб повлек за собой вред здоровью и имуществу граждан или имущественным интересам юридических лиц.

Материальный ущерб, причиненный экологическим правонарушением, возмещается виновным лицом добровольно или по решению суда.

С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен в натуральной форме, путем возложения на ответчика обязанностей по восстановлению окружающей природной среды за счет собственных средств (например, дезактивация зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производства в безопасное место).

Читать еще –>  Доп отпуска медицинским работникам

В зависимости от размера причиненного вреда виновное лицо облагается штрафами либо наказывается лишением свободы от 2 до 8 лет (максимальный срок — за загрязнение экоопасными отходами, повлекшими смерть человека или массовое заболевание людей, — ст. 247).

В случае массового уничтожения растительного и животного мира, отравления атмосферы или водных ресурсов, а также совершения иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст.

358 «Экоцид»), виновные наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Ответственность за экологические правонарушения

Согласно КоАП РСФСР административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях (более трети дел рассматриваются с нарушением установленного в КоАП РСФСР двухмесячного срока со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения);

· как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды.

Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Читать еще –>  Законно установка ксенона или нет

Разъясняем законодательство

Действующим законодательством, в том числе Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливается право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

При этом, уголовную ответственность влечёт, в том числе, совершение незаконной добычи водных биологических ресурсов — ст. 256 УК РФ (если причинён крупный ущерб, применялось самоходное плавающее средство, взрывчатые и химические веществ, электроток), незаконной охоты — ст.

258 УК РФ (если причинён крупный ущерб, применялось транспортное средство или воздушное судно, взрывчатые вещества, газы, а также если осуществлялась охота на животных и птиц, охота на которых запрещена), незаконной рубки лесных насаждений — ст.

260 УК РФ (если причинён ущерб, превышающий 5 тысяч рублей).

Уголовная ответственность за экологические преступления в республике Беларусь

Понятие «экологические преступления» появилось сравнительно недавно, оно получило необходимое законодательное закрепление и в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее – УК), в котором имеется специальная глава 26, предусматривающая ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды. Степень общественной опасности экологических преступле­ний нашла свое отражение в санкциях соответствующих статей УК.

Стоит отметить, что ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды закреплена не только в главе 26, но и в других главах УК.

Поэтому при квалификации дея­ний следует очень внимательно анализировать составы совершенных преступлений.

Поскольку нормы, регулирующие экологический пра­вопорядок, зачастую являются бланкетными, при анализе преступле­ния следует обращаться к специальным актам законодательства.

Нарушение природоохранного законодательства

Ответственность спасателей за экологические правонарушения

В соответствие с действующим законодательством ежегодно на сайте Генеральной прокуратуры РФ публикуется план проверок контролирующими органами на текущий год. Используя онлайн-ресурс «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год» можно узнать, предстоит ли в ближайшее время вашей организации пройти проверку.

Если природопользователь находит себя в списке проверок на текущий год, то не лишнем будет знать какие требования необходимо соблюдать и какие санкции могут быть применены, в случае обнаружения несоответствий законодательству.

Нарушения и санкции за них

За несоблюдение действующего природоохранного законодательства, как правило, наступает административная ответственность. В этом случае могут быть применены следующие виды наказания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельности.

КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на 90 суток, за несоблюдение природоохранного законодательства.

Если же правонарушение квалифицируется как экологическое преступление, в результате правонарушение был нанесен существенный вред флоре и фауне, либо нанесен вред здоровью людей, может наступить и уголовная ответственность, с мерой пресечения вплоть до лишения свободы.

Необходимая природоохранная документация

Для успешного прохождения проверки необходимо иметь документальное подтверждения того, что осуществляемая деятельность соответствует экологическим требованиям.

В Российском законодательстве предусмотрен дифференцированный подход к объектам природопользования, в зависимости от степени оказываемого ими негативного воздействия на окружающую природную среду.

Наиболее жесткие требования предъявляются к объектам I и II категории, соответственно для III и IV категории требования мягче.

Для каждого предприятия список разрабатываемой экологической документации свой и зависит от специфики деятельности предприятия, ну и конечно категории объектов негативного воздействия на ОС. В общих же чертах список документации можно представить так:

  • Паспорта опасных отходов (ОО);
  • Таблицы и журналы учета в области обращения с ОО;
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
  • отходов;
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
  • воздух;
  • Копии документов о прохождении обучения должностных лиц;
  • Комплексное экологическое разрешение;
  • Декларация о воздействии на окружающую среду (ОС);
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
  • Технологические нормативы;
  • Нормативов допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов
  • (НДС);
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • План мероприятий по охране окружающей среды;
  • Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • Отчеты № 2-ТП (воздух) № 2-ТП (водхоз); 2-ТП (отходы);
  • Отчеты № 4-ОС, № 2-ОС;
  • Сведения 6.1, 6.2, 6.3;
  • Сведения 3.1, 3.2, 3.3.

В каких случаях возникает штраф

На организацию может быть наложен административный штраф, если в ходе плановой или не плановой проверки были выявлены следующие нарушения:

  • отсутствует необходимая природоохранная документация;
  • лица, допущенные до работ по обращению с опасными отходами, не пошли
  • соответствующее обучение;
  • не ведутся журналы;
  • нет приказов о назначение ответственных лиц; несвоевременно была
  • предоставлена отчетность или плата за негативное воздействие на окружающую
  • среду;
  • выявлены факты несанкционированного загрязнения атмосферного воздуха,
  • почвы, водоемов;
  • и т. д.

Законодательно предусмотрены и другие меры воздействия на природопользователя, организация может понести экономические потери при оплате экологических платежей. Если фактическое количество образующихся отходов превышает полученные ранее лимиты, либо не соответствует поданной декларации, либо выявлен факт размещения отходов сверх отчетной документации, то в данном случае будет применено пятикратное увеличение платежа, а с 2020 года платеж будет увеличиваться в 25 раз. Придется оплачивать платежи в 25-ти кратном размере и в случае, если фактические выбросы либо сбросы загрязняющих веществ, превышают установленные ранее в КЭР или декларации.

Отчет для субъектов МСП

До 2019 года субъекты малого и среднего предпринимательства МСП, предоставляли в территориальный орган Росприроднадзора, отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства (отчет МСП) в уведомительной форме. Отчет МСП должен содержать в себе следующую информацию за календарный год:

  • наименование всех образующихся отходов;
  • количество каждого отхода;
  • сведения о специализированных организациях, которым эти отходы переданы для размещения (захоронения), использования, обезвреживания либо утилизации.

Источник: https://guic.ru/statii/narushenie-prirodookhrannogo-zakonodatelstva/

Шпаргалка по экологическому праву | Страница 15 | Онлайн-библиотека

Ответственность спасателей за экологические правонарушения

Другие главы УК РФ предусматривают ответственность за экологические преступления, связанные с нарушением правил безопасности на объектах атомной энергетики, при проведении горных, строительных и иных работ, на взрывоопасных объектах, а также с нарушением правил обращения радиоактивных материалов, взрывчатых и других веществ, с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, с сокрытием информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, за жестокое обращение с животными и др.

В настоящее время российским уголовным законодательством введены новые составы преступлений в сфере экологопользования, указаны наряду с традиционными иные квалифицирующие признаки (совершение преступления в зоне чрезвычайной экологической ситуации).

УК РФ ввел совершенно новый состав «экоцид», поместив его в раздел «Преступления против мира и безопасности человечества», что определило его основной объект. Экологическая же сфера здесь выступает как дополнительный объект. Диспозиция данной статьи (ст.

358) предусматривает массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызывающих экологическую катастрофу.

УК РФ расширил перечень наказаний за экологические преступления. Санкции статей гл. 26 предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, а также лишение свободы, лишение права занимать определенные служебные должности.

36. Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

Данная ответственность выражается в наложении штрафа, изъятии продукции и технических средств совершения экологического правонарушения, лишении лицензии на пользование природными ресурсами или ведение предпринимательской деятельности, связанной с экологопользованием, с одновременным возмещением вреда, причиненного окружающей среде.

Административная ответственность регулируется Кодексом об административных правонарушениях, специальным экологическим законодательством субъектов РФ, т. е.

принятыми ими актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности.

Основаниями административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за нарушение.

Административная ответственность за экологические правонарушения имеет ряд специфических особенностей:

– ответственность может наступить только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные;

– субъектами ответственности по ней могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законодательством ответственны за административные проступки;

– ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;

– применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дел и т. д.);

– применяются только предусмотренные законом взыскания, возможно освобождение от них при малозначительности проступка;

– предусматривается дифференциация ответственности для должностных лиц;

– наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда, включая упущенную выгоду.

Экологические проступки в зависимости от обстоятельств рассматриваются: судьями, мировыми судьями, органами ветеринарного и фитосанитарного надзора, надзора в сфере природопользования, экологического, технологического и атомного надзора, органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, органами гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, государственного земельного контроля, органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил на различных видах транспорта, органами пограничной службы ФСБ РФ, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, здравоохранения и социального развития и органами внутренних дел в зависимости от вида административного экологического правонарушения, судьями гарнизонных военных судов и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в зависимости от субъекта нарушения.

37. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности предусмотрен за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его профессиональных обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду, а также за нарушение экологического законодательства.

К виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 192 ТК РФ): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Возможны и иные дисциплинарные взыскания, такие как депремирование, понижение в должности и др.

Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок наложения взысканий, разрешения споров по поводу их наложения и другие вопросы.

Основания, круг субъектов, перечень взысканий дисциплинарной ответственности определяются Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Трудовым кодексом РФ, а также иными нормативно-правовыми актами (уставами, положениями и другими, регулирующими деятельность предприятий, организаций, учреждений, правилами внутреннего трудового распорядка).

Объектом дисциплинарных правонарушений выступает порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответствующем нормативном или правоприменительном акте лицами (руководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служебные функции.

Объективная сторона представляет собой деяние, состоящее в нарушении установленных законом и другими нормативно-правовыми актами общих и специальных требований, правил, планов, определяющих организацию и осуществление деятельности руководителя (работника) предприятия, учреждения. В ряде случаев необходимо причинение вреда окружающей среде в результате выполнения должностных функций.

Субъектами дисциплинарной ответственности являются руководители, должностные лица и работники предприятий, организаций, учреждений.

Для привлечения должностных лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной ответственности (невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, вытекающее из трудовой функции или должностного положения) государственный инспектор в области охраны окружающей природной среды направляет руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу, если виновным является руководитель) представление о наложения на виновных определенного вида дисциплинарного взыскания. В таком представлении излагаются конкретные факты экологических правонарушений.

Субъективная сторона – вина в форме умысла, чаще по неосторожности.

Особую опасность представляют дисциплинарные экологические правонарушения, совершенные в сфере повышенного экологического риска (в ходе деятельности, связанной с генно-инженерными работами, обращением с отходами и др.).

38. Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность выступает в форме возмещения причиненного вреда, возникшего из внедоговорных отношений. В данном случае убытки возмещаются по самому факту совершения правонарушения.

Убытки могут быть возмещены как в натуральной форме, так и в денежной, что более характерно. Для исчисления размера вреда широко применяются специальные таксы, т. е. условные единицы оценки ущерба с учетом понесенных затрат.

15

Источник: https://litrus.net/book/read/169236?p=15

Экологические преступления: административная и уголовная ответственность по статьям 8.8, 8.2, 8.1, 8.25, 8.28, 8.37 КОАП РФ и главе 26 УК РФ

Ответственность спасателей за экологические правонарушения

Одной из разновидностей преступных посягательств являются экологические преступления. Они направлены против безопасности окружающей природной среды, которая является условием и средством выживания живых организмов. За экологические преступления предусмотрена административная и уголовная ответственность в зависимости от степени тяжести деяния.

Общая характеристика экологических преступлений как объекта УК

Уголовный кодекс прямо указывает, что помимо охраны прав и свобод граждан, их собственности и общественного правопорядка одной из задач человека является охрана окружающей среды.  Важность обеспечения экологической безопасности связана с тем, что во многом от чистоты почвы, воздуха и качества продуктов питания зависит здоровье граждан.

Все составы преступлений, которые перечислены в Уголовном кодексе в качестве экологических преступлений, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды, можно разделить на три основные категории:

  • специальные составы;
  • смежные;
  • дополнительные.

Также можно различить два вида экологических преступлений: которые посягают на правопорядок в целом и на отдельные природные ресурсы.

Под смежными составами преступлений в области охраны окружающей среды понимаются деяния, которые имеют экологический состав лишь при определенных обстоятельствах.

Они приобретают экологическое значение, лишь если при совершении противоправных действий нарушаются правила природопользования. Это, например, терроризм (ст. 205 УК РФ), нарушение правил противопожарной безопасности (ст.

219 УК РФ), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356), хищение радиоактивных материалов (ст. 221).

Субъектами уголовной ответственности за экологические преступления могут стать граждане в возрасте от 16 лет.

Объект экологических преступлений – общественные отношения по вопросам использования природных ресурсов, обеспечения правопорядка при воздействии на окружающую среду, экологической безопасности населения, сохранения качества окружающей среды и ее компонентов.

Предмет экологических преступлений – окружающая среда и ее компоненты, продукты человеческой деятельности, воздействующие на природу.

Объективная сторона преступления может иметь форму действия или бездействия. Субъективная сторона может иметь форму умышленной или неосторожной вины (причинение вреда по неосторожности).

Уголовная ответственность за экологические преступления

Специальные экологические составы преступлений содержатся в Главе 26 УК РФ из 9 раздела «Преступления против общественной безопасности и правопорядка». Указанные здесь правонарушения могут грозить нарушителю штрафом, ограничением свободы, исправительными работами, арестом, лишением свободы или права занимать определенные должности.

26 Глава УК РФ содержит следующие составы преступления:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), законодательства РФ о континентальном шельфе (ст. 253 УК), охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ), охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);
  • загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ);
  • порча земли (ст. 254 УК РФ);
  • незаконная охота (ст. 258 УК РФ);
  • добыча и оборот животных и рыб из Красной книги (ст. 258.1 УК РФ);
  • незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ);
  • незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ);
  • уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов (ст. 262 УК РФ);
  • уничтожение критических местообитаний организмов из Красной книги (ст. 259 УК РФ).

Ответственность за экологические преступления по УК зависит от статьи и может предусматривать:

  • штраф в размере 200-700 МРОТ (такая мера наказания предусмотрена практически по всем статьям);
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, по ст. 257 УК “Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов” такое наказание установлено в пределах 3 лет);
  • обязательные работы, которые предполагают выполнение осужденным определенных работ в свободное время (например, по ст. 260 УК РФ за незаконную вырубку леса такое наказание устанавливается в пределах 240 часов);
  • исправительные работы, которые отбываются по месту работы лица, при этом из его зарплаты удерживается ежемесячно определенная денежная сумма в пользу государства (5-20%) – данная мера наказания применяется к осужденным за загрязнение атмосферы по ст. 251 УК РФ (на срок до 2 лет), порчу земли по ст. 254 УК РФ (до 2 лет) или нарушение режима пользования особо охраняемых территорий по ст. 261 УК РФ (также до 2 лет);
  • ограничение свободы, предполагающее нахождение заключенного в специальном учреждении под надзором без изоляции от общества – например, за порчу земли по ст. 254 УК РФ (до 3 лет);
  • арест, который заключается в содержании осужденного в строгой изоляции – например, за загрязнение атмосферы или вод – до 3 месяцев;
  • лишение свободы на определенный срок – например, по ст. 258 УК РФ “Незаконная охота” лицо могут приговорить к сроку до 2 лет лишения свободы.

Помимо Уголовной ответственности, за экологические преступления может наступать и административная. Признаками отнесения преступления к уголовному является его повторное совершение (по ст. 260 УК РФ), наличие в действиях лица умысла, причинение крупного ущерба (например, по ст. 248-249 УК РФ) и др.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с КоАП. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования посвящена Глава 8 указанного документа.

По нормам административного производства к лицу могут применяться такие меры наказания, как предупреждение, штраф, изъятие или конфискация орудия преступления, лишение спецправа, предоставленного ранее лицу (например, на пользование определенными природными ресурсами или занятием предпринимательской деятельностью в указанной сфере).

При этом выплата штрафа не освобождает виновных от устранения последствий нарушения.

Законодательство не содержит четкого определения административного правонарушения (в частности, в ФЗ-7 “Об охране окружающей среды” оно отсутствует).

Но в экологическом праве уже сложилось свое понятие данного термина за годы правоприменительной практики.

Административный экологический проступок – посягающее на экологический порядок противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрена административная ответственность.

Основаниями для привлечения лица к административной ответственности являются наличие в его действиях экологического проступка, вина субъекта, наличие правовой нормы, которая устанавливает санкции за нарушения.

Административная ответственность наступает только за определенные экологические правонарушения. Ее субъектами могут быть любые физические или юридические лица.

При назначении ответственности учитываются следующие правила:

  • она применяется строго в компетенции спецоргана или должностного лица;
  • предусмотрен строгий процессуальный порядок, подразумевающий сбор доказательной базы, составление протокола и рассмотрения дела и пр.;
  • применяются только взыскания по нормам КоАП;
  • допускается освобождение от ответственности при его малозначительности;
  • ответственность дифференцирована в зависимости от должности;
  • наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от возмещения вреда и пр.

Важным отличительным признаком административной ответственности является наложение штрафных санкций, зависящих от характера правонарушения.

Административная ответственность за экологические преступления наступает по следующим основаниям:

  • несоблюдение общих экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (по ст. 8.1 КоАП);
  • за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в процессе сбора, накопления, обезвреживания, транспортирования отходов производства и иных опасных веществ (по ст. 8.2 КоАП);
  • вред, причиняемый недрам, землям и водам за порчу земель (по ст. 8.6 КоАП);
  • нецелевое использование земель (по ст. 8.8 КоАП);
  • несоблюдение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (по ст. 8.9 КоАП);
  • нерациональное использование недр (по ст. 8.10 КоАП);
  • нарушение специального режима осуществления хозяйственной деятельности на прибрежной зоне (по ст. 8.42 КоАП);
  • посягательства на воздух, лес и животный мир (по ст. 8.21 КоАП);
  • нарушение правил использования лесов (по ст. 8.25 КоАП);
  • уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 8.35 КоАП).

Например, за выброс мусора в лесу по ст. 8.1 КоАП придется заплатить штраф до 5 тыс. р. для физлиц, до 30 тыс. р. для должностных лиц и до 200 тыс. р. для фирм и предприятий. При этом нарушителей могут привлечь к уборке леса.

Рассмотрим также пример, как разграничиваются уголовные и административные наказания за одно и то же преступление на примере браконьерства и незаконной охоты. При нарушении установленных правил охоты применяется административная ответственность по ст. 8.37. Она влечет наложение штрафа в размере 500-4000 руб.  либо лишение права осуществлять охоту на срок до 2 лет.

Штраф за браконьерство по ч. 2 ст. 8.17 КоАП влечет штраф для граждан в размере 2-5 тыс. р. с конфискацией судна, должностных лиц – 20-30 тыс. р., юрлиц – 100-200 тыс. р.

Если незаконная охота привела к причинению крупного ущерба, осуществлялась с применением механических ТС или воздушных судов; была направлена против зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена, либо производилась на особо охраняемой территории, то применяются нормы УК ст. 258. Такое деяние наказывается:

  • штрафом до 200 тыс. р.;
  • обязательными работами на срок до 480 часов;
  • исправительными работами на срок до 2 лет;
  • арестом на срок до 6 месяцев.

Таким образом, экологические преступления – это широкий спектр правонарушений против окружающей среды, которые прямо влияют на жизнь и здоровье людей. За указанные деяния в зависимости от их масштаба и тяжести общественных последствий предусмотрена административная или уголовная ответственность.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/ekologiceskie-prestuplenia.html

Журнал юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: