Подарки доклад по коррупции 2020

Содержание
  1. Противодействие коррупции в 2019-2020 году в России
  2. Задачи по противодействию коррупции на 2019-2020 годы
  3. Национальный план мероприятий
  4. Что было выполнено в 2018 году
  5. Запланированные мероприятия на 2020 год
  6. Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции до 2020 года
  7. Усовершенствование антикоррупционных стандартов
  8. Привлечение депутатов к ответственности
  9. Предотвращение конфликта интересов госслужащих
  10. Усиление контроля за имуществом госслужащих
  11. Грантовая поддержка для организаций
  12. Общественные слушания
  13. Антикоррупционное законодательство рф 2020
  14. Нацплан, реформа судов и контроль над закупками — законы против коррупционеров
  15. Против коррупции по плану
  16. Внесены законопроекты по совершенствованию антикоррупционного законодательства
  17. Смотрите также
  18. стран по коррупции в 2020 году
  19. Изменения в законе о коррупции в 2020 году — разъясняем вопрос
  20. Противодействие коррупции в 2020-2020 году в России
  21. Новый закон о коррупции 2020: изменения, дополнения, статистика – Правовед
  22. Предпосылки разработки законопроекта Министерства юстиции
  23. Что значит «вынужденная коррупция»?
  24. Будет ли данный закон работать?
  25. Противодействие коррупции в 2019-2020 году в России

Противодействие коррупции в 2019-2020 году в России

Подарки доклад по коррупции 2020

Факт, что в России есть коррупция, и она мешает полноценному развитию государства, признан на уровне правительства. В 2018 г. президент В. Путин утвердил и подписал план мероприятий, направленных на противодействие и борьбу со взяточничеством, распространением нелегальных схем, рассчитанный на 3 года.

Задачи по противодействию коррупции на 2019-2020 годы

Мероприятия, обозначенные в программе по борьбе с коррупцией, призваны решить широкий круг задач как в 2019 так и в 2020 году. Они определяют действия различных ветвей власти, направлены на реализацию планов по становлению России ведущей державой, осуществляющей борьбу с коррупционными схемами.

Перечень обозначенных задач для противодействия коррупции 2019-2020 включает:

  1. Внедрение единообразия в применении мер, направленных на предупреждение конфликтов интересов, повышение эффективности исполнения антикоррупционного законодательства.
  2. Оптимизация структуры требований, запретов, позволяющих бороться с коррупцией.
  3. Осуществление контроля над госзакупками, услугами, необходимыми для удовлетворения государственных нужд.
  4. Контроль над доходами, правами на имущество чиновников, депутатов и предоставлением соответствующей отчетности.
  5. Повышение прозрачности во взаимодействии бизнеса с государственными структурами.
  6. Работа по устранению недостатков в законодательстве, приведение федеральных, локальных актов к единому смыслу, исключение несогласованности. Систематизация законодательных актов.
  7. Организация просветительской работы в обществе с целью формирования нетерпимости к коррупции, препятствованию ее распространению, пониманию неприемлемости нелегальных схем.
  8. Включение России в систему международной борьбы и противодействия коррупции. Способствованию обретения ей авторитета среди других стран.

Национальный план мероприятий

Программа предполагает поэтапное выполнение, охватывает 3 года – с 2018 по 2020 год.

План по борьбе с коррупцией, включает деятельность, реализуемую властями, Генпрокуратурой, учебными учреждениями, бизнесом.

Предполагается формировать нетерпимость к противозаконной деятельности уже со школьной скамьи, включать соответствующие меры в образовательные стандарты.

Что было выполнено в 2018 году

Часть мероприятий, определенных Правительством РФ, была запланирована на 2018 г. и уже реализована.

На первых этапах были определены должностные лица, в чью ответственность входит выполнение антикоррупционной программы, разработка конкретных действий по противодействию коррупции.

Выделены позиции, занимающиеся оценкой уровня серых схем, действующих в стране и отдельных регионах. Предусмотрено, что соответствующие социологические опросы будут проводиться на ежегодной основе.

Внесены проекты законов, предусматривающих деятельность по совершенствованию законодательства, в том числе в отношении подарков должностным лицам. Реализация общей цели защиты от коррупции дополнена разработкой практических рекомендаций по привлечению к ответственности виновных.

При этом меры ответственности должны применяться ко всем государственным служащим, депутатам Думы, членам Совета Федерации и Федерального Собрания. Определен круг ценностей, доходов, подлежащих обязательному декларированию.

Решено, что исполнительные органы субъектов федерации должны обрести большую самостоятельность в вопросах планирования.

Среди мер, реализация которых предусмотрена в 2019 году, определены следующие:

  1. Систематизация актов, стандартов нарушения антикоррупционного законодательства, включая параметры смягчения (например, обстоятельства непреодолимой силы) или ужесточения наказания;
  2. Уточнение критериев определения действия, связанного с коррупцией;
  3. Подготовка предложений о целесообразности включения анкетных данных о близких родственниках супругов, претендующих занимать госдолжности;
  4. Обеспечение объективности судебных разбирательств;
  5. Уточнение условий прозрачности проведения госзакупок, требований к недопущению возможных конфликтов интересов;
  6. Установление запрета на выбор поставщиков госуслуг и госзакупок, имеющих связи с оффшорными компаниями;
  7. Разработка требований о передаче имущества в доход РФ при условии отсутствия сведений об их источнике;
  8. Проведение междисциплинарных исследований касательно конфликтов интересов в бизнесе, мер, принятие которых необходимо для предотвращения появления нелегальных схем;
  9. Внедрение антикоррупционных стандартов в деловой сфере, взаимодействие с коллегами, партнерами, отношения купли-продажи.

Запланированные мероприятия на 2020 год

Важной частью противодействия коррупции, направленной на 2020 год, является просветительская деятельность. Предполагается, что соответствующая программа для школ и ВУЗов будет подготовлена за 2 года, и доклад о ней будет предоставлен к 1 марта. Предусмотрено предоставление грантов на проведение исследовательских работ.

В 2020 году работа во многом будет сконцентрирована на проверке выполнения планов. На регулярной основе будет проводиться мониторинг, предоставляться отчетность об эффективности предпринимаемых действий.

Генпрокуратура будет проводить проверки исполнения законодательных актов. Вместе с Минтруда должны подготавливаться доклады о конфликтах интересов и их урегулирования. Выполнение внутригосударственных мер станет основой для проведения Евразийского форума, посвященного антикоррупционной деятельности.

Важной частью развития правового общества является борьба с коррупцией. В плане мероприятий на 2019-2020 годы, предусмотрена работа, реализация которой исполнительной, судебной властью, образовательными учреждениями, помогут добиться прозрачности во взаимоотношении общества, бизнес-структур с административными органами.

Смотрите видео, о противодействии коррупции в России и о деятельности органов прокуратуры РФ:

Пожалуйста, поделитесь в соцсетях:

Источник: https://vsegoda.com/protivodejstvie-korruptsii-v-2019-2020-godu-v-rossii/

Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции до 2020 года

Подарки доклад по коррупции 2020

МОСКВА, 30 июня. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Соответствующий документ опубликован в субботу на портале правовой информации.

“Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы”, – говорится в указе президента.

Следить за выполнением плана будет специальная рабочая группа.

“Президиуму Совета при президенте РФ по противодействию коррупции образовать рабочую группу по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции”, – говорится в указе главы государства. В документе уточняется, что доклад рабочей группы должен рассматриваться ежегодно.

Усовершенствование антикоррупционных стандартов

Президент поручил правительству усовершенствовать систему запретов, ограничений и требований, установленных для противодействия коррупции.

Как говорится в Национальном плане противодействия коррупции, кабинет министров должен до 1 ноября 2018 года внести в Госдуму “проекты федеральных законов, предусматривающих: распространение на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции”. Также проекты законов должны предусматривать “совершенствование антикоррупционных стандартов для работников, замещающих должности в государственных корпорациях (компаниях), государственных внебюджетных фондах и публично-правовых компаниях, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также введение антикоррупционных стандартов для работников хозяйственных обществ, учреждаемых и (или) контролируемых государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями”.

Проекты законов должны содержать “совершенствование мер ответственности в отношении лиц, замещающих в порядке назначения государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, за несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции”. Отдельно Путин потребовал усовершенствовать порядок получения подарков отдельными категориями работников.

Еще один блок поправок в законодательство глава государства указал представить до 1 февраля 2019 года.

В них, в частности, должны быть определены “случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением”.

Кабмину следует разработать критерии, по которым “несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с работы, либо к малозначительным правонарушениям”.

Глава государства ждет и “предложения по определению обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение запретов, ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении взыскания”.

Привлечение депутатов к ответственности

Владимир Путин рекомендовал парламенту “до 1 декабря 2018 года рассмотреть вопрос об установлении и законодательном закреплении порядка привлечения к ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства о противодействии коррупции”.

В нацплане также рекомендовано Верховному Суду “подготовить предложения по совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, возникающего при исполнении судьями своих полномочий, в том числе при рассмотрении дел с участием граждан и юридических лиц, с которыми судья, его близкие родственники или свойственники связаны финансовыми или иными обязательствами”.

Путин будет лично принимать от Генеральной прокуратуры информацию о результатах проверок соблюдения государственными и муниципальными служащими требований законодательства о предотвращении конфликта интересов.

Президент поручил Министерству труда и социальной защиты в течение месяца “разработать методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за неприятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов”. Также Минтруд вместе с Генпрокуратурой должны раз в полгода готовить обзор практики применения законодательства о предотвращении конфликта интересов и распространять его “среди заинтересованных федеральных государственных органов и организаций”.

Предотвращение конфликта интересов госслужащих

Путин поручил правительству предпринять дополнительные меры для предотвращения конфликта интересов госслужащих.

 “Правительству РФ с участием Генеральной прокуратуры РФ и Верховного суда до 1 октября 2018 рассмотреть вопрос о целесообразности законодательного установления дополнительных мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, принимаемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы”, – говорится в документе.

Также кабмину с участием Генеральной прокуратуры надлежит “рассмотреть вопрос о целесообразности введения административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Правительство должно “подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов”.

Кроме того, глава государства возложил на правительство проведение мониторинга того, как принимаются меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Усиление контроля за имуществом госслужащих

Власти РФ проработают вопрос о расширении перечня имущества госслужащих, которое подлежит изъятию в доход государства в случае, если не подтверждено приобретение его на законные доходы.

“Правительству РФ с участием Генеральной прокуратуры и Верховного суда РФ рассмотреть вопрос и подготовить предложения о расширении видов имущества, подлежащего обращению в доход Российской Федерации (включая денежные средства и иные ценности, предметы роскоши), если в отношении такого имущества не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы”, – говорится в одном из пунктов Национального плана.

Кроме того, Генпрокуратуре с участием администрации президента и Верховного суда поручено подготовить законопроект, предусматривающий “установление контроля за расходами лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений коррупционной направленности, и последующее обращение в доход Российской Федерации имущества, обнаруженного при расследовании таких преступлений”. По этому пункту доклад должен быть подготовлен до ноября текущего года. 

Грантовая поддержка для организаций

Еще один раздел Национального плана посвящен просветительской и исследовательской работе в сфере противодействия коррупции.

В нем, в частности, говорится о возможности грантовой поддержки организаций, “которые показали наиболее значимые результаты в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции”.

Одновременно с этим Минюсту и другим профильным ведомствам поручено провести мониторинг деятельности НКО, “уставами которых предусмотрено участие в противодействии коррупции, и проанализировать соответствие их деятельности заявленным целям”.

В свою очередь, Минкультуры РФ должно будет поработать над привлечением “наиболее компетентных специалистов в области рекламы, СМИ и общественных связей для качественного повышения эффективности социальной рекламы, способствующей формированию в обществе неприятия всех форм коррупции”, а также над поиском “форм и методов воздействия на различные слои населения в целях формирования негативного отношения к данному явлению”. Доклад по этому пункту ожидается до 1 декабря текущего года, говорится в документе.

Общественные слушания

В документе также указано, что общественные слушания могут стать обязательными при осуществлении государственных закупок на сумму от 50 млн рублей и муниципальных закупок от 5 млн рублей.

Правительству РФ поручено подготовить предложения о целесообразности “проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в случае, если начальная (минимальная) цена контракта составляет соответственно 50 млн рублей и 5 млн рублей”. Доклад по этому вопросу должен быть представлен кабмином до 1 февраля 2019 года.

Также, согласно Национальному плану, должен быть проработан вопрос о целесообразности введения запрета на привлечение к исполнению государственных и муниципальных контрактов компаний-субподрядчиков, подконтрольных чиновникам, ответственным за данные госзакупки, “а также их супругам, близким родственникам и свойственникам”.

Доклад по данному пункту ожидается до 1 сентября 2019 года. Кроме того, Генпрокуратура, согласно документу, может быть наделена полномочиями по ведению реестра компаний, привлекавшихся к ответственности по статье 19.

28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица) с размещением этих данных в единой информационной системе госзакупок.

В разделе Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, посвященном госзакупкам, содержатся поручения об установлении и других дополнительных требований к заказчикам и исполнителям, направленных на устранение возможных нарушений и конфликта интересов. Один из пунктов документа подразумевает также усиление контроля за деятельностью чиновников при осуществлении госзакупок “в целях исключения необоснованного применения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) неустоек (штрафов, пеней)”.

Источник: https://tass.ru/politika/5337605

Антикоррупционное законодательство рф 2020

Подарки доклад по коррупции 2020

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Антикоррупционное законодательство рф 2020». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2020 году году был подписан президентом и начал реализовываться антикоррупционный нацплан. В рамках плана приняты законы, ужесточающие контроль за доходами и расходами госслужащих, повышающие ответственность за конфликт интересов и конкурентность госзакупок. Также год отметился серьезной судебной реформой. Об этих и других антикоррупционных инициативах — в дайджесте ПАСМИ.

Нацплан, реформа судов и контроль над закупками — законы против коррупционеров

Первая статья предусматривает ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе по корыстным мотивам в отношении лиц, не являющихся должностными. Если деяние причинило крупный ущерб, оно может повлечь за собой лишение свободы до трех лет. При особо крупном ущербе или совершении деяния группой лиц по предварительному сговору предусмотрен срок до семи лет.

Против коррупции по плану

Презентуя судебную реформу в 2016 году, ее инициатор председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев заявлял, что создание межрегиональных судебных округов для судов общей юрисдикции «повысит независимость и беспристрастность суда апелляционной и кассационной инстанции».

Среди них – «подарки в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, канцелярская печатная продукция с логотипом государственного органа, органа местного самоуправления», за исключением подарков, изготовленных из драгоценных металлов или камней. Также допустимы будут ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) от ведомства, в котором работает тот или иной служащий, а также от вышестоящего органа и организации.

Внесены законопроекты по совершенствованию антикоррупционного законодательства

Также поправками предлагается дополнить Закон «О противодействии коррупции» нормой, что на «лиц, замещающих в порядке назначения государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или муниципальную должность, за совершение ими коррупционного правонарушения могут налагаться такие виды дисциплинарных взысканий, как выговор и предупреждение о неполном должностном соответствии».

:  Шаймиевские 200 тысяч кому положены в 2020 году

Смотрите также

При этом обо всех остальных подарках, за исключением канцелярской печатной продукции, цветов и поощряющих подарков от непосредственных работодателей, служащие обязаны будут сообщать в соответствующие органы и передать их туда.

Часто у молодёжи отсутствует мотивация к учёбе, многим студентам проще заплатить за экзамен, чем сдать его самостоятельно. Для того чтобы повысить мотивацию к учёбе, необходимо менять действующей системы выпускных экзаменов и системы образования в целом.

На мой взгляд, негативным образом на мотивацию к учебе так же влияет возможность восстановления после отчисления за неуспеваемость, которая предусмотрена нашим законодательством.

Такая схема является выгодной для ВУЗа в том случае, если студент обучался на платной основе, так как он вынужден будет еще раз заплатить за обучение.

Во многих европейских странах человек, который был отчислен по причине неуспеваемости, уже не вправе получить образование по этой же специальности.

стран по коррупции в 2020 году

В России понятие этого крайне негативного явления впервые закрепил Закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно которому коррупцией признаётся «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Коррупцией также признаются указанные выше действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица.

Вообще идея определения понятия «вынужденная коррупция», которым пытается оперировать Минюст, не совсем удачна. Те разъяснения законопроекта о примерах освобождения от ответственности чиновников, нарушивших установленные правила, требования и запреты, очевидно свидетельствуют о том, что в них не идет речи о коррупции как таковой.

Изменения в законе о коррупции в 2020 году — разъясняем вопрос

40. Генеральной прокуратуре Российской Федерации с участием Администрации Президента Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации и иных федеральных государственных органов обеспечить практически значимое участие Российской Федерации в деятельности Группы государств против коррупции и функционировании обзорного механизма Конвенции ООН против коррупции.

По моему мнению, законодательное закрепление понятия «вынужденная коррупция» приведёт к уменьшению доверия населения к чиновникам. Ведь даже «условно позитивное» поведение государственных служащих будет всё равно оцениваться как коррупционное (пусть и вынужденно), подрывая тем самым их репутацию.

  1. Внедрение единообразия в применении мер, направленных на предупреждение конфликтов интересов, повышение эффективности исполнения антикоррупционного законодательства.
  2. Оптимизация структуры требований, запретов, позволяющих бороться с коррупцией.
  3. Осуществление контроля над госзакупками, услугами, необходимыми для удовлетворения государственных нужд.
  4. Контроль над доходами, правами на имущество чиновников, депутатов и предоставлением соответствующей отчетности.
  5. Повышение прозрачности во взаимодействии бизнеса с государственными структурами.
  6. Работа по устранению недостатков в законодательстве, приведение федеральных, локальных актов к единому смыслу, исключение несогласованности. Систематизация законодательных актов.
  7. Организация просветительской работы в обществе с целью формирования нетерпимости к коррупции, препятствованию ее распространению, пониманию неприемлемости нелегальных схем.
  8. Включение России в систему международной борьбы и противодействия коррупции. Способствованию обретения ей авторитета среди других стран.

Противодействие коррупции в 2020-2020 году в России

Часть мероприятий, определенных Правительством РФ, была запланирована на 2020 г. и уже реализована.

На первых этапах были определены должностные лица, в чью ответственность входит выполнение антикоррупционной программы, разработка конкретных действий по противодействию коррупции.

Выделены позиции, занимающиеся оценкой уровня серых схем, действующих в стране и отдельных регионах. Предусмотрено, что соответствующие социологические опросы будут проводиться на ежегодной основе.

Новый закон о коррупции 2020: изменения, дополнения, статистика – Правовед

Подарки доклад по коррупции 2020

22.11.2019

Карикатура Сергея Ёлкина

Закон Минюста РФ, который благодаря средствам массовой информации стал известен как «Проект о вынужденной коррупции», наделал много шума из ничего, поскольку за кричащими заголовками умалчивается о причинах необходимости его принятия. В чем его суть? Минюст предложил не наказывать за «вынужденную коррупцию».

Предпосылки разработки законопроекта Министерства юстиции

В соответствии с Положениями раздела I Указа Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы», Правительству было предписано в срок до 01 февраля 2019 г.

представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением.

Чем собственно Министерство юстиции и занялось, причём попыталось сделать это аккуратно, чтобы не вызвать в свой адрес обвинений о попытках легализовать коррупцию, пусть и на бытовом уровне, как это подано многими критиками.

Сам проект представлен для общественного обсуждения сроком до 08 февраля 2019 г., а его содержание, безусловно, может вызывать много споров.

Беда в том, что для общественности эта тема доведена в виде предложения освобождать от ответственности за взятки и иные коррупционные преступления.

Хотя инициаторы проекта сразу же заявили, что «вынужденная коррупция» будет рассматриваться только в плоскости дисциплинарной ответственности, а доказывать «вынужденность» в уголовном суде никто не позволит.

Несправедливо и утверждение, что Россия тем самым делает шаг назад в борьбе с коррупцией.

Действующее российское законодательство о противодействии коррупции является далеко не худшим среди зарубежных аналогов, однако стремление внести в него поправки в части защиты чиновников от обстоятельств непреодолимой силы свидетельствует об очевидных проблемах в правоприменительной практике. Например, когда незначительные нарушения в работе или предоставлении отчетности являются способом воздействия, а нередко и отстранения от должности неугодных управленцев.

С учётом обнародования последнего Индекса восприятия коррупции CPI (Corruption Perception Index) конкретизацию положений антикоррупционного законодательства можно только приветствовать.

Индекс ежегодно формируется международным общественным движением Transparency International. По итогам 2018 г.

Россия в очередной раз оказалась не в «лучшем свете», будучи определенной на 138 место с 28 баллами из 100.

Что значит «вынужденная коррупция»?

Вообще идея определения понятия «вынужденная коррупция», которым пытается оперировать Минюст, не совсем удачна. Те разъяснения законопроекта о примерах освобождения от ответственности чиновников, нарушивших установленные правила, требования и запреты, очевидно свидетельствуют о том, что в них не идет речи о коррупции как таковой.

В России понятие этого крайне негативного явления впервые закрепил Закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».

Согласно которому коррупцией признаётся «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Коррупцией также признаются указанные выше действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица.

Карикатура Сергея Ёлкина

По моему мнению, законодательное закрепление понятия «вынужденная коррупция» приведёт к уменьшению доверия населения к чиновникам. Ведь даже «условно позитивное» поведение государственных служащих будет всё равно оцениваться как коррупционное (пусть и вынужденно), подрывая тем самым их репутацию.

В зарубежных странах сложно найти примеры закреплённого понятия «вынужденная коррупция» и понять, что оно означает. В большинстве государств, которые добились наибольшего успеха в противодействии коррупции и реализации антикоррупционных стандартов, существуют схожие с Россией механизмы. Однако успех в борьбе с коррупцией не всегда, а чаще всего вообще не связан напрямую с уровнем запретов.

Объективными критериями успешности противодействия коррупции принято называть:

  • высокий авторитет власти;
  • нетерпимость в обществе к проявлениям коррупции;
  • высокий уровень правовой культуры среди населения;
  • широкий общественный контроль;
  • подлинную независимость органов по расследованию фактов коррупции; стабильно работающую систему мониторинга работы чиновников;
  • доверие общества и государства к работе этических комиссий и принципам, на которых строятся соответствующие этические кодексы.

Там, где антикоррупционные модели признаны наиболее эффективными, важнейшее значение приобретает прозрачность и публичность работы этических комитетов и комиссий, а также тщательное закрепление рекомендаций по принятию решений в этически спорных ситуациях. Именно в этом направлении российская антикоррупционная политика явно отстает.

Понятие непреодолимой силы (форс-мажор), которое предлагается использовать для оправдания чиновников, никоим образом не может быть связано с заведомой противоправностью их поведения.

При этом речь, скорее всего не будет идти о непреодолимой силе в том понимании, которое форс-мажору придается в гражданском законодательстве (военные действия, стихийные бедствия, эпидемии и прочие чрезвычайные обстоятельства).

Ведь действие непреодолимой силы – это прежде всего, событие как юридический факт, тогда как коррупционное проявление – это всегда деяние (действие или бездействие).

Проект Минюста предполагает закрепление на законодательном уровне условий, при которых несоблюдение отдельных требований антикоррупционного законодательства по независящим от государственного служащего обстоятельствам не должно влечь для него мер ответственности. Именно при таких условиях Минюст хочет отменить наказание за «вынужденную коррупцию».

Хочу обратить внимание, что примеры событий, при которых чиновник будет освобожден за нарушение антикоррупционных правил, в проекте не приводятся, а представить себе такой исчерпывающий перечень очень сложно. Несмотря на это предполагается, что в законодательстве будут перечислены конкретные примеры «вынужденной коррупции», освобождающие от применения мер юридической ответственности.

О чем же может идти речь при конкретизации положений проекта? С учётом разъяснений, данных представителями Министерства юстиции, противоправность поведения чиновника будет исключаться при обнаружении форс-мажора в таких вопросах, как:

  • декларирование доходов служащего и членов его семьи (например, злоупотребление правами одного из членов семьи или явные технические ошибки);
  • конфликт интересов на государственной службе (или в правоохранительной деятельности) между близкими родственниками в отдаленных местностях;
  • нецелевое расходование денежных средств в целях предотвращения или ликвидации последствий ЧС и ЧП;
  • организация государственных или муниципальных закупок у единственного поставщика либо иные нарушения контрактной системы.

Ключевым мотивом, оправдывающим действия чиновника, в данном случае должны стать общественные, а не частные интересы.

Если государственный или муниципальный чиновник, допуская нарушение антикоррупционного законодательства, не действует в интересах себя, своих родственников или определенного круга физических или юридических лиц, а наоборот, его действия оправданы общественным или государственным интересом, то о какой «вынужденной» коррупции может идти речь?!

Будет ли данный закон работать?

Обсуждение проекта Минюста в принципе на сегодня невозможно, поскольку он не наполнен каким-либо содержанием, а об идее разработки механизмов освобождения от ответственности стало известно еще в июне 2018 г., когда был обнародован президентский национальный план противодействия коррупции.

  • Следует заметить, что содержание проекта закона должно быть заполнено таким образом, чтобы исключить двоякое толкование нормативных предписаний, а перечень примеров допустимого (позволительного) поведения, и самих обстоятельств непреодолимой силы, был максимально подробно описан и был исключительным, не допускающим расширенного трактования.
  • В таком случае, этические комиссии по рассмотрению нарушений в сфере антикоррупционного законодательства смогут в условиях открытости принимать объективные и справедливые решения, освобождающие действительно добросовестных чиновников от какой-либо ответственности, но в то же время выявляющие лиц, которые могли бы использовать форс-мажор в корыстных интересах.

На фото: Нянькин Алексей Александрович. Адвокат, член Ассоциации юристов России, общественный деятель, преподаватель

Алексей Нянькин, адвокат, старший партнер Адвокатского бюро «Нянькин и партнеры».

Источник:

Противодействие коррупции в 2019-2020 году в России

Факт, что в России есть коррупция, и она мешает полноценному развитию государства, признан на уровне правительства. В 2018 г. президент В. Путин утвердил и подписал план мероприятий, направленных на противодействие и борьбу со взяточничеством, распространением нелегальных схем, рассчитанный на 3 года.

Мероприятия, обозначенные в программе по борьбе с коррупцией, призваны решить широкий круг задач как в 2019 так и в 2020 году. Они определяют действия различных ветвей власти, направлены на реализацию планов по становлению России ведущей державой, осуществляющей борьбу с коррупционными схемами.

Перечень обозначенных задач для противодействия коррупции 2019-2020 включает:

  1. Внедрение единообразия в применении мер, направленных на предупреждение конфликтов интересов, повышение эффективности исполнения антикоррупционного законодательства.
  2. Оптимизация структуры требований, запретов, позволяющих бороться с коррупцией.
  3. Осуществление контроля над госзакупками, услугами, необходимыми для удовлетворения государственных нужд.
  4. Контроль над доходами, правами на имущество чиновников, депутатов и предоставлением соответствующей отчетности.
  5. Повышение прозрачности во взаимодействии бизнеса с государственными структурами.
  6. Работа по устранению недостатков в законодательстве, приведение федеральных, локальных актов к единому смыслу, исключение несогласованности. Систематизация законодательных актов.
  7. Организация просветительской работы в обществе с целью формирования нетерпимости к коррупции, препятствованию ее распространению, пониманию неприемлемости нелегальных схем.
  8. Включение России в систему международной борьбы и противодействия коррупции. Способствованию обретения ей авторитета среди других стран.
Журнал юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: